Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каков срок давности привлечения по статье 116 УК РФ после перенесения ее в КОАП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если у вас возник вопрос по поводу административной ответственности за побои по ст. 6.1 1 КоАП РФ и срока давности для привлечения к ответственности, то юридическая консультация может быть для вас полезной.
Распространяется ли порядок исчисления сроков, установленный в ст
К сожалению, на практике достаточно распространены ситуации, когда по делам, отнесенным к компетенции судей, решение об удовлетворении ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела по месту его жительства, принимается на стадии возбуждения дела сотрудником органа ГИБДД, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, без вынесения определения, а материалы дела направляются в орган ГИБДД по месту жительства правонарушителя для последующей передачи их судье, уполномоченному рассматривать дело. В этом случае срок давности привлечения к административной ответственности необходимо считать приостановленным со дня составления протокола об административном правонарушении и до момента поступления дела соответствующему судье .
Согласно ст. ст. 23.1, 28.2, 28.3, 29.1 и п. 6 ст. 29.7 КоАП в их системной взаимосвязи ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства подлежит обсуждению на стадии подготовки дела к рассмотрению либо при непосредственном рассмотрении дела. При этом в случае удовлетворения такого ходатайства решение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности должно быть оформлено в виде определения (п. 5 ч. 1 ст. 29.4 и п. 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП), дату вынесения которого и следует считать начальным моментом приостановления срока давности привлечения к административной ответственности.
Срок исковой давности на штраф
16 НК РФ. К ним, в частности, относятся: нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116), непредставление налоговой декларации (ст. 119) либо нарушение установленного способа ее представления (ст. 119.1), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120), неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст.
Если вы готовы пойти на подобный риск, тогда вы обязаны знать, что различные административные правонарушения имеют собственный срок давности, после которого вас уже не смогут привлечь к ответственности. Есть ли он у штрафов ГИБДД, и если есть – то какой? Поговорим об этом. Какое время дается на уплату штрафа в 2022 году Прежде всего, следует упомянуть о том, какой срок дается водителям на уплату штрафов ГИБДД.
1. Нормам ГК, определяющим срок исковой давности и порядок его исчисления, придан ясно выраженный императивный характер (ч. 1 коммент. статьи). Между тем применительно к сделкам с иностранным элементом, в частности внешнеэкономическим, Основы ГЗ (п. 2 ст. 165 и п. п. 1, 2, 5 ст. 166) исходят из права сторон определить по своему усмотрению применимое право. В силу ст. 159 Основ ГЗ вопросы исковой давности разрешаются по праву страны, применяемому для регулирования соответствующего отношения. Соответственно, выбор сторонами иностранного права в качестве применимого к сделке практически означает их соглашение применять иные сроки исковой давности и порядок их исчисления, если таковы предписания соответствующего иностранного права. Статья 159 Основ ГЗ установила лишь одно ограничение: требования, на которые исковая давность не распространяется, определяются ГК (см. коммент. к ст. 208).
2. В силу ч. 2 комментируемой статьи основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности могут устанавливаться Кодексом (см. ст. ст. 202, 203 и коммент. к ним) или иными законами. В качестве примера такого закона в литературе приводится ст. 304 КТМ, в соответствии с которой предъявление к морскому перевозчику претензии, вытекающей из перевозки грузов, пассажиров, багажа в заграничном сообщении, течение годичного срока исковой давности приостанавливается. Однако после введения в действие части второй ГК такой подход вряд ли возможен применительно к морской перевозке грузов в заграничном сообщении. Во-первых, в настоящее время для всех перевозок грузов (в том числе для морских в заграничном сообщении) в соответствии с п. 3 ст. 797 ГК установлен единый годичный срок исковой давности. Во-вторых, цель этого положения КТМ — установить для морских перевозок грузов в заграничном сообщении с учетом их специфики более длительный срок исковой давности, чем при перевозках во внутреннем сообщении, недостижима, поскольку для требований из перевозок во внутреннем сообщении в срок исковой давности не включается время, предусмотренное транспортным уставом (кодексом) для предъявления претензии.
36.5. Елена! Истечение срока давности привлечения к административной ответственности, безусловно, является основанием для прекращения производства по делу. Однако, не по всем административным правонарушениям это срок составляет три месяца в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможно, у Вас возникли трудности с исчислением такого срока. А по вопросу неявки в судебное заседание последствия таковы — если Вы были надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени судебного заседания, то судебный орган при вынесении решения не зависит от того явитесь Вы или нет в судебное заседание. А Вы, в свою очередь, не реализовываете свое право дать пояснения в обоснование своей позиции и в свою защиту. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении 1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Статья 194. Основания для прекращения производства по административному делу 1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: 2) если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете; 3) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом; 4) если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом; 5) смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства; 6) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства. 2. Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. 3. Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях. Статья 195. Порядок и последствия прекращения производства по административному делу 1. Производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. 2. Копии определения суда о прекращении производства по административному делу направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, а в случае присутствия указанных лиц в судебном заседании вручаются им под расписку. 3. На определение суда о прекращении производства по административному делу может быть подана частная жалоба. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации Статья 150. Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей 1. Суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился: 1) кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания; 2) надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным; 3) представитель лица, участвующего в деле, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя. 2. Лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц. 3. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в случае неявки в судебное заседание без уважительных причин на лиц, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, налагается судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса. 4. В случае повторной неявки в судебное заседание без уважительной причины: 1) лица, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, оно может быть подвергнуто приводу в порядке, предусмотренном статьей 120 настоящего Кодекса, при этом рассмотрение административного дела откладывается; 2) представителя, указанного в пункте 3 части 1 настоящей статьи, на виновное лицо налагается судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса, при этом рассмотрение административного дела откладывается. 5. При наличии сведений об уважительных причинах повторной неявки в судебное заседание лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части 4 настоящей статьи, судебное разбирательство административного дела откладывается. 6. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае: 1) неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки; 2) неявки в судебное заседание по уважительной причине представителя лица, участвующего в деле (если ведение административного дела с участием представителя не является обязательным), заявления указанным лицом ходатайства об отложении судебного разбирательства с указанием причины невозможности рассмотрения административного дела в отсутствие представителя и представлением доказательств уважительности причины неявки. 7. Если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса. 8. В отношении лица, участвующего в деле и покинувшего без уважительной причины судебное заседание, применяются меры, установленные настоящим Кодексом для лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не явившегося в судебное заседание без уважительной причины.
Административная и уголовная ответственность за побои, отличия при квалификации преступлений
Удары или другие действия должны быть совершены многократно (более двух раз). Нанесение одного удара нельзя счесть побоями. Данное нарушение (при отсутствии вреда для здоровья) будет квалифицировано как хулиганство по УК РФ или оскорбление.
- Пострадавших было более одного.
- Побои наносились лицу: исполнявшему должностные или общественные обязанности;
- не достигшему совершеннолетия;
- заведомо не способному оказать сопротивление в момент нападения;
- зависимому от нарушителя в материальном или ином отношении;
- заведомо находящемуся в состоянии беременности;
- похищенному и лишенному свободы передвижения.
Для чего необходимо освидетельствование после побоев
Законодательство не обязывает пострадавшего человека обращаться в медучреждения для снятия повреждений. Можно привлечь к ответственности, даже если на теле избитого не обнаружены синяки или ссадины. Сам факт болевых ощущений, испытанных пострадавшим уже указывает на наличие преступного состава.
Однако, возбуждение уголовного производства возможно только при наличии заключения, выдаваемого после проведения судебно-медицинской экспертизы, направление на которую выдают сотрудники ОВД в рамках доследственной проверки.
К тому же, если пострадавший желает в дальнейшем через суд возместить ущерб, причиненный ему обидчиком, он должен представить в судебную инстанцию, в рамках гражданского процесса, доказательства нанесения побоев. Поэтому лучше также обратиться в медицинское учреждение для получения документа (справки).
Доказательства повреждений
Уголовные дела о побоях ничем не отличаются от других, поэтому доказательства по ним будут такие же. Определение и виды доказательств установлены ст. 74 УПК РФ, ими могут стать всевозможные данные, по которым уполномоченные должностные лица и суд определяют наличие или отсутствие подлежащих доказыванию обстоятельств. Это могут быть:
- показания обидчика, пострадавшего, очевидцев;
- заключение, эксперта, специалиста, их показания;
- вещ. доки;
- протоколы и другие документы.
Доказательствами административных правонарушений тоже будут любые данные, с помощью которых определяется наличие или отсутствие состава конкретного правонарушения, вина привлекаемого к ответственности лица и другие факты. Их устанавливают:
- протоколом о правонарушении и другими протоколами;
- объяснениями правонарушителя, потерпевшего, свидетелей;
- вещественными доказательствами;
- заключениями эксперта.
Взыскание производится на основании решения, принятого районной администрацией по месту прописки и проживания виновного лица. Данное решение принимается комиссионно, в комиссию входят уполномоченные должностные лица, перечень которых утверждается главой местного муниципалитета.
Рассмотрение вопроса о взыскании с правонарушителя происходит на плановом заседании административной комиссии.
Секретарь заседания зачитывает представленные к слушанию материалы о совершённом правонарушении.
Перед членами комиссии стоит задача – определить правомерность вменения взыскания на основании фактов, установленных представленной доказательной базой.
Материал по правонарушению может быть представлен уполномоченной комиссии со стороны:
- пострадавшего от побоев лица;
- отделением полиции;
- районным судом.
В первом случае жертва собирает доказательства совершения правонарушения самостоятельно, во втором случае полицейские собирают материал и передают в административную комиссию при условии, что прецедент по критериям не подходит под нормы уголовного законодательства.
Как добиться заведения дела на правонарушителя: пошаговая инструкция
Чтобы гарантий для привлечения к ответственности было существенно больше, нужно вызвать полицейский патруль уже в то время, когда жертве нападения становится очевидно, что нападения не избежать. Если этого не удалось сделать – можно кричать о помощи и просить прохожих вызвать полицию. Приехавшие полицейские предотвратят драку и составят протокол о факте нанесения побоев.
Впоследствии, на основании составленного протокола, участковый полицейский и следователь соберут материалы дела. Они же дадут направление на судебно-медицинскую экспертизу для освидетельствования наличия полученных травм и мелких следов доказательства драки.
Для административной ответственности достаточно материалов, констатирующих факт нанесения ударов. Наказание следует за причинение боли и унижение личности, а не за наступившие последствия.
Если полицейские не прибыли на место происшествия или вызов дежурного патруля не состоялся по объективным причинам, нужно пойти в полицейский участок самостоятельно. Обращаться требуется в участок по месту происшествия.
Как получить справку о побоях и когда ее нужно предоставить
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Получить ее совсем не сложно. Есть как минимум два способа:
Где зафиксировать телесные повреждения, решать вам.
Но юристы советуют обращаться к судмедэкспертам. Они знают специфику подобных дел и оформляют документ согласно требованиям закона, то есть суда. А в обыкновенных больницах, напротив, могут допустить ошибку, вследствие чего суд может отвергнуть подобную справку. К тому же если пострадавший обращается за судебно-медицинской экспертизой по направлению следователя, то такое освидетельствование проводится бесплатно. Так как возбуждение дел по статьям о причинении вреда здоровью носит частный характер, то есть потерпевший сам решает наказывать виновного или нет, то и бремя доказательства лежит на нем. И так как справка о побоях является самым важным доказательством, которое не только подтверждает наличие полученных травм и ушибов, но и влияет на вердикт суда, то в первую очередь нужно позаботиться о ее получении. Если на вас напали на улице или вы получили телесные повреждения в ссоре со знакомыми или родственниками и хотите привлечь обидчиков к ответственности, то вам понадобится справка о побоях.
Она выступает доказательством в суде, подтверждая факт насильственных действий и ваши показания. К тому же на ее основании выносится приговор. Вас оскорбили, избили, унизили и нанесли вам неизгладимый моральный вред, значит, самое время начать бороться за справедливость изо всех сил. Для этого потребуется мужество, особенно если речь идет о случаях, когда в качестве пострадавшего выступает женщина. Справка. Такой документ необходим для заведения уголовного дела по ст.
116 УК РФ («Побои»).
Побои по ст.6.1-1 КоАП РФ
Если вашим обидчиком является человек не связанный с вами узами свойства или родства и конфликт возник на почве личных неприязненных отношений, следует позвонить 02 и вызвать полицию. Сотрудник полиции опросит участников конфликта, свидетелей, осмотрит место происшествия, направит лиц имеющих телесные повреждения на медицинское освидетельствование. Лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, должны быть направлены на освидетельствование, на состояние алкогольного опьянение. После этого составит административный протокол, копия которого вручается виновнику. Административный протокол направляется на рассмотрение мирового судьи. В день получения административного протокола мировой судья рассматривает административное дело с вызовом сторон. Наказание по ст.6.1-1 КоАП РФ достаточно строгое: административный штраф от 5000 до 30 000 рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов.
Верховный суд предложил запретить закрывать дела о побоях по примирению — РБК
Какие цели преследует законопроект
Большинство дел упомянутых категорий касаются случаев домашнего насилия, отметили в Верховном суде.
Фактическое отсутствие стадии предварительного расследования и обязанность потерпевших самостоятельно поддерживать обвинение в суде «не отвечают потребностям эффективной уголовно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, его здоровья, чести, достоинства и репутации», а также задаче государства противостоять домашнему насилию, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В документе также сказано, что «побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью являются типичными и наиболее распространенными проявлениями семейно-бытового насилия, предупреждение которого требует активного участия государства, что невозможно обеспечить в рамках частного порядка уголовного преследования».
В Верховном суде считают, что в случае принятия закона вырастет эффективность предупреждения семейно-бытового насилия, повысится роль государства в защите граждан от клеветы, а в суды перестанут поступать дела, где отсутствует предварительное подтверждение наличия события и состава преступления.
Какова практика по делам о домашнем насилии
В феврале 2021 года Консорциум женских неправительственных объединений выяснил, что почти две трети (61%) женщин, убитых в России в 2018 году, стали жертвами домашнего насилия — они погибли от рук партнера или родственника. Депутат Госдумы Оксана Пушкина в разговоре с РБК отметила, что бытовое насилие присутствует во многих российских семьях, однако до принятия специализированного закона точной статистики получить не удастся.
«После прописанных определений, что есть семейно-бытовое насилие, кто попадает под юрисдикцию закона и так далее, мы спустя лет пять сможем обладать достоверной статистикой», — обещала Пушкина.
По ее словам, часто жертвы насилия в полицию не обращаются, так как не верят в защиту государства. Поэтому жалобы поступают в профильные общественные организации, где и скапливается статистика.
Пушкина отмечает, что общественные организации много лет добиваются от полиции методики подсчета данных о жертвах, пострадавших или погибших от домашнего насилия, но там «то ли не хотят ее создавать, то ли не хотят ее показывать».
Какие недостатки видят эксперты
Многие эксперты оценивают новый законопроект как позитивную правовую новеллу.
«Институт частного обвинения предусматривает процессуальную активность исключительно самого потерпевшего, — поясняет юрист «Легес-Бюро» Артем Коростелев, — а это подача заявления мировому судье, сбор доказательств, самостоятельная поддержка обвинения.
На практике такое трудноосуществимо, так как большинство жертв не имеют правового образования и времени или денег на собственную защиту». Теперь, по мнению Коростелева, дознание станет делом полиции и не сможет быть прекращено автоматически в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.
В то же время, по мнению юристов, у предложения Верховного суда есть свои минусы.
Например, адвокат Алексей Гавришев уверен, что отмена института частного обвинения по этим составам может привести к тому, что для полиции они могут стать инструментом наращивания статистики, как это происходит, по его словам, со ст.
119 УК РФ (угроза убийством и причинение тяжкого вреда здоровью), когда инициатива возбуждения уголовного дела исходит от правоохранительных органов, а не от потерпевших, поясняет он.
Коростелев считает, что жертв домашнего насилия можно защищать и сейчас, если следовать п. 4 ст. 20 УПК РФ.
«В этой части статьи говорится, что руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель могут возбудить уголовное дело о любом преступлении, по делам частного и частно-публичного обвинения, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя и по иным причинам», — отмечает он.
Коростелев уверен, что для этого необходимо было бы подробнее раскрыть понятие «иные причины», по которым жертва не может защищать свои права и законные интересы, — например, когда жертва и обвиняемый проживают совместно или когда жертва находится в финансовой и иной зависимости от обвиняемого.
В целом, по мнению партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерины Тягай, инициатива ВС увеличивает перспективы привлечения виновных в домашнем насилии к ответственности, но не может решить проблему целиком. «Отсутствие защитных механизмов и внятной комплексной системы профилактики семейно-бытового насилия вынуждает лишь латать заплатки на правовой системе, но не обеспечивать права граждан», — считает адвокат.
Комментарий к ст. 78 Уголовного кодекса
1. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности уголовного преследования — гуманный уголовно-правовой институт, основу которого составляет правило: если государству в лице его компетентных органов не удалось в течение установленного законом разумного срока привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее данное преступление, то государство отказывается от уголовного преследования данного лица. Исключением из названного правила являются случаи, предусмотренные ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи.
2. Срок давности уголовного преследования — установленный законом период времени, в течение которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение преступления и данному лицу может быть назначено уголовное наказание. Датой начала течения срока давности является день совершения преступления, а датой окончания срока — день вступления приговора суда в законную силу. Под днем совершения преступления, с которого начинается течение и исчисление сроков давности привлечения к уголовной ответственности, следует понимать день совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 ст. 9 УК РФ).
3. Сроки давности уголовного преследования действующий закон связывает исключительно с категорией преступления: чем более тяжкое преступление, тем дольше срок давности. Представляется, что такой подход законодателя к исчислению сроков давности уголовного преследования чрезмерно репрессивен и не вполне корреспондирует с уголовно-правовым принципом справедливости (ч. 1 ст. 6 УК РФ). Например, действующий уголовный закон устанавливает один и тот же срок давности привлечения к уголовной ответственности в 10 лет за совершение кражи с незаконным проникновением в жилище (п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, санкция до шести лет лишения свободы) и за разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 162 УК РФ, санкция до 10 лет лишения свободы). Приведенный пример свидетельствует о том, что категория преступления вряд ли может рассматриваться в качестве справедливого критерия для дифференциации сроков давности, поскольку в данном случае доминирует формальный признак и не учитывается характер и степень общественной опасности конкретного преступления, степень реализации преступного намерения (приготовление к преступлению, покушение на совершение преступления), как это имело место в соответствующих нормах УК РСФСР.
4. Исчисление срока давности уголовного преследования начинает течь с нуля часов того дня, в который было совершения преступления. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (напр., если преступление небольшой тяжести было совершено 12.08.2010 в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12.08.2010, последний день срока давности — 11.08.2012, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12.08.2012, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.
Когда последний день срока давности совпадает с днем вступления приговора в законную силу, лицо не подлежит освобождению от уголовной ответственности, поскольку срок давности еще не истек.
По смыслу ч. 2 комментируемой статьи, сроки давности исчисляются до момента вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения.
5. В соответствии с положениями ч. 2 комментируемой статьи по каждому преступлению сроки давности исчисляются самостоятельно в зависимости от категории преступления.
Течение срока давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда (совершило побег, скрывается, нарушило подписку о невыезде и т.д.) либо от уплаты судебного штрафа, назначенного в соответствии со ст. 76.2 УК РФ. Сам по себе факт объявления розыска лица, подозреваемого в совершении преступления, при отсутствии иных данных (напр., осведомленность лица об объявлении его в розыск), не является достаточным основанием полагать, что лицо уклоняется от следствия. Отсутствие явки с повинной лица в случае, когда преступление не выявлено и не раскрыто, не является уклонением от следствия и суда.
Под уклонением от следствия и суда следует понимать такие действия подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, которые направлены на то, чтобы избежать задержания и привлечения к уголовной ответственности (напр., намеренное изменение места жительства, нарушение подозреваемым, обвиняемым, подсудимым избранной в отношении его меры пресечения, в том числе побег из-под стражи). Отсутствие явки с повинной лица в случае, когда преступление не выявлено и не раскрыто, не является уклонением от следствия и суда.
С учетом положений ч. 2 ст. 104.4 УК лицо считается уклоняющимся от уплаты судебного штрафа, назначенного в соответствии со ст. 76.2 УК РФ, если оно не уплатило такой штраф в установленный судом срок (до истечения указанной в постановлении суда конкретной даты) без уважительных причин.
Уважительными причинами неуплаты судебного штрафа могут считаться такие появившиеся после вынесения постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования обстоятельства, вследствие которых лицо лишено возможности выполнить соответствующие действия (напр., нахождение на лечении в стационаре, утрата заработка или имущества ввиду обстоятельств, которые не зависели от этого лица).
6. Течение срока давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной. При этом следует иметь в виду, что течение срока давности возобновляется, а не начинается вновь. Время, в течение которого лицо уклонялось от следствия и суда, не засчитывается в срок давности.
7. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено исключение из общего правила освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. К лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, вопрос о применении сроков давности решается судом. В связи с этим истечение 15-летнего срока с момента совершения названного преступления не является для органов предварительного расследования препятствием для возбуждения уголовного дела, расследования, предъявления обвинения и направления уголовного дела в соответствующий суд для рассмотрения по существу. После поступления уголовного дела в суд вопрос о применении сроков давности к подсудимому может быть решен в процедуре предварительного слушания, если подсудимый не возражает против такого решения. Если же подсудимый возражает против прекращения уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования, то производство по делу продолжается в обычном порядке и вопрос о применении сроков давности и прекращении уголовного дела либо о признании лица виновным и назначении наказания (за исключением смертной казни и пожизненного лишения свободы) решается в порядке, установленном гл. 39 УПК. При этом следует учитывать обстоятельства, предусмотренные ч. 3 ст. 60 УК РФ, а также время, которое фактически прошло с момента совершения преступления, сверх установленного п. «г» ч. 1 комментируемой статьи. В любом случае выводы суда о применении либо неприменении сроков давности должны быть мотивированы в судебном решении.
8. Исходя из положений ч. 4 комментируемой статьи вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы, разрешается только судом и в отношении всех субъектов независимо от того, может ли это наказание быть назначено лицу с учетом правил ч. 2 ст. 57, ч. ч. 2 и 2.1 ст. 59, ч. 4 ст. 62 и ч. 4 ст. 66 УК (п. 20 Пост. Пленума ВС РФ от 27.06.2013 N 19).
Освобождение от уголовной ответственности за такие преступления является правом, а не обязанностью суда.
9. В ч. 5 комментируемой статьи законодателем установлен императивный по своей сути запрет на применение сроков давности к лицам, совершившим указанные в ней преступления.
Как определить срок давности по уголовным делам
Освобождается человек от уголовного преследования по истечении срока давности, с соблюдением процессуальных норм. Уголовное дело может быть прекращено во время предварительного следствия только с ведома прокурора, дознавателя или следователя. Если же дело на рассмотрение передано в суд, то только он его прекращает.
Если совершено преступление тяжкого характера, в результате чего умер человек, или убийства, когда предусмотрено лишение свободы пожизненно, срок давности по уголовным делам может рассматривать только суд. Суд вправе применить к преследуемому освобождения от уголовного преследования.
Или не применить. Тогда виновный будет, уголовно преследуем, но также, как и смертная казнь к нему применяться не будут. Ему может быть определён какой-то срок лишения свободы.
Есть ситуации, когда срок давности по уголовным делам не применяется.