Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регламент остановки транспортных средств сотрудниками ГИБДД в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует 10 законных оснований для прекращения выпуска транспортного средства, перечень которых содержится в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД РФ от 2 февраля 2009 года 185 (далее — Административный регламент или Регламент). Эти причины указаны в пункте 63 Регламента.
Документы, которые проверяются при остановке автомобиля
Перечень документов для проверки регламентирован пунктами 2.1.1 и 2.1.11 ПДД:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
- документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
2.1.11. В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет, в зависимости от места действия документа, никаких ограничений в действующем административном регламенте не обнаружено. И в первую очередь это касается причин и поводов этого процесса.
Единственное отличие в способе общения с AADE содержится в пункте 48 регламента. Здесь, после остановки транспортного средства, контролеру разрешается подойти не со стороны водителя (что следует делать в исключительных случаях), а, возможно, со стороны пассажира.
- Если существует риск для безопасности полиции (например, если транспортное средство может быть атаковано другим транспортным средством на автостраде).
- Если дорога грязная со стороны водителя,
- и по другим причинам.
Другими словами, единственным различием в условиях автострады/городской дороги может быть обязанность контролера связаться с водителем.
В каких случаях сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль?
Основания для приостановления деятельности следующие
Визуально или технически установленные нарушения Правил дорожного движения,
признаки причастности водителя, пассажиров к ДТП, уголовно наказуемым или административным правонарушениям,
если есть доказательства того, что транспортное средство используется в незаконных целях или есть основания полагать, что оно находится в розыске; или
необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП, административного нарушения или уголовного преступления, свидетелями которого они являются; или
необходимость участия водителя в качестве официального свидетеля,
необходимость выполнения действий по настроению и обустройству,
необходимость использования транспортного средства (Гражданские автомобили могут использоваться полицией в исключительных обстоятельствахдля буксировки транспортного средства с места происшествия, например, для пресечения преступления, для преследования лица, подозреваемого в совершении преступления, для транспортировки гражданина, нуждающегося в экстренной медицинской помощи, в медицинское учреждение
необходимость привлечения водителей для оказания помощи другим участникам дорожного движения и полиции,
контроль за транспортными средствами, лицами, находящимися в них, и конкретным мероприятием, на которое передается груз (эти мероприятия проводятся на основании распоряжений начальника органа внутренних дел, органа дорожного движения).
Документы, такие как водительское удостоверение, адвокат, договор ОСАГО на транспортное средство, договор перевозки груза, а также документы, удостоверяющие личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ГАИ).
Выходить из машины или нет
- Исключить явное нарушение правил эксплуатации транспортного средства,
- Если вы убеждены, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения
- Провести расследование транспортного средства с участием свидетелей и составлением протокола расследования,
- Для проверки компонентов транспортного средства с детализацией документации на транспортное средство,
- когда водитель подозревается в совершении уголовного преступления или проступка,
- когда водитель участвует в оказании помощи третьим лицам или участвует в процессуальных действиях в качестве официального свидетеля,
- когда поведение водителя угрожает здоровью или жизни сотрудников полиции.
Остановка транспортного средства
Рапорт сотрудника и приложенные к нему материалы докладываются руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне), который передает (направляет) их для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 28.1 Кодекса.
Приложение N 1 к приказу Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25656), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 января 2024 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2024 года, регистрационный N 32585), от 16 июня 2024 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2024 года, регистрационный N 43062), от 21 сентября 2024 г. N 272 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2024 года, регистрационный N 46064).
88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
122. В случае обнаружения в ходе проверки документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.
112. При проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется визуальное исследование документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков.
12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
В соответствии с требованиями Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2024 г. № 664,
11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства .
Телефон из рук брать нельзя
Новый регламент вводит такое понятие, как «средства связи». Инспекторам запретили брать у водителей из рук телефоны, планшеты или иные устройства связи. Если старый регламент запрещал брать у водителя из рук вместе с документами деньги, ценные бумаги и иные предметы, то сейчас «средства связи» решили выделить особо.
Инспектор вправе потребовать прекратить движение
Новый регламент наделил инспекторов ДПС правом потребовать от водителя прекратить движение транспортного средства до устранения неисправностей. Например, если инспектор обнаружил неработающие фары, неисправные тормоза, сломанные стеклоочистители и т.д., то теперь он может запретить водителю продолжить движение до устранения поломки. При этом стоянка автомобиля во время ремонта не должна создавать угрозу безопасности движения.
Основания для остановки транспортного средства
В соответствии с законом инспектор не имеет права останавливать транспортное средство без оснований. При остановке ТС сотрудник обязан сам сообщить водителю причину без вопросов с его стороны. Есть четкий перечень оснований, который включает следующие обстоятельства:
- Водителем или пассажирами допущено нарушение ПДД.
- Имеются сведения о том, что водитель или кто-либо из пассажиров авто являются участниками ДТП или другого противоправного действия.
- Транспортное средство находится в розыске.
- Машина используется водителем незаконно.
- Водитель или кто-то из пассажиров стали свидетелями нарушения. Остановка выполняется с целью проведения опроса.
- Возникла необходимость привлечь водителя в качестве понятого или для оказания помощи пострадавшим в ДТП или другом происшествии.
- На территории действуют решения государственных органов о запрете проезда или ограничении дорожного движения.
- Необходимо провести проверки документов, разрешающих перевозку определенных видов грузов.
Составлен список ситуаций, когда инспектор может предложить выйти из машины
Также прописаны ситуации, когда сотрудник может именно попросить или рекомендовать водителю выйти из автомобиля. Например, чтобы отдохнуть. Это возможно в случае:
- болезненного или утомленного состояния;
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- идентификации транспортного средства в присутствии водителя (владельца транспортного средства);
- проведения осмотра транспортного средства и груза;
- привлечения водителя в качестве свидетеля или понятого;
- оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
Как производится остановка?
Чтобы остановить автомобиль, сотрудник ГИБДД должен выделить его из потока жестом руки или жезла и указать место остановки. Игнорировать это требование запрещено, даже если инспектор указывает на место, где стоянка и остановка запрещены.
В обязанности инспектора входит:
- незамедлительно подойти к автомобилю;
- поздороваться и представиться, назвать причину остановки;
- предъявить удостоверение по требованию водителя;
- разъяснить суть совершенного водителем правонарушения, если оно послужило причиной остановки.
Инспектор имеет право потребовать предоставить водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО. У водителей, обязанных иметь путевой лист или документы на перевозимый груз, могут проверить и их. Также инспектор может проверить наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки – эти предметы должен иметь в автомобиле каждый водитель.
В некоторых случаях сотрудник ГИБДД может потребовать водителя выйти из автомобиля:
- водитель находится в нетрезвом состоянии или своим поведением угрожает безопасности инспектора или других лиц;
- для устранения тех. неисправности или нарушения правил перевозки крупногабаритных грузов;
- для автоосмотра, проверки номеров двигателя и рамы авто;
- для заполнения документов.
Отметим, что остановка транспортных средств ГИБДД не может производиться без причины. Для этого обязательно должны быть весомые основания. К ним могут относиться:
- признаки нарушения, которые инспектор мог зафиксировать визуально или с помощью специальных средств;
- наличие подозрительных фактов, указывающих на то, что автомобиль или другое транспортное средство находится в угоне;
- данные о том, что водитель или любой пассажир транспортного средства может быть причастен к дорожно-транспортному происшествию или какому-нибудь преступлению;
- водитель или пассажир стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия или какого-то преступления;
- у стражей порядка появилась потребность привлечь понятых;
- остановка необходимо для распорядительных или регулировочных действий;
- срочная потребность в транспортном средстве возникла у сотрудников ГИБДД или врачей;
- с целью привлечь водителя или его пассажиров для оказания помощи сотрудникам полиции или потерпевшим;
- проведение специальных мероприятий, исполнение которых основано на распорядительных актах; в этом случае ваш автомобиль могут проверить на наличие людей, находящихся в розыске, либо запрещенных грузов.
Вы должны знать, что можете отказаться предъявлять документы инспектору ДПС, если он не назвал причину остановки. Остановка транспортного средства на участке дороги, где запрещено стоять, допускается только в случае срочной необходимости пресечь совершение преступления или правонарушения, когда возникает угроза жизни кого-нибудь из участников дорожного движения.
Может ли ДПС остановить просто для проверки документов в году
В новом приказе МВД №664 содержатся основания и причины остановки ДПС в 2021 году, а также оценка пункта 106 и важные аспекты для водителей. Какие правила действуют в отношении остановки автомобиля и проверки документов? Может ли ДПС остановить просто для проверки документов в году?
Согласно закону, сотрудники ГИБДД имеют право остановить автомобиль для проведения проверки документов и осмотра груза. Однако, в связи с возможностью злоупотреблений или коллизий с другими нормативными актами, в новом приказе МВД №664 были уточнены требования и ограничения, регулирующие действия ДПС при остановке водителя.
Пункт 106 приказа устанавливает, что ДПС имеет право остановить автомобиль для проверки документов только в случаях, когда имеются основания подозревать водителя в совершении правонарушения. Это может быть обнаружение видимых признаков нарушения (например, превышения скорости, наличие повреждений на кузове и т.д.) или полученная оперативная информация о совершении правонарушения.
Таким образом, ДПС не может остановить автомобиль просто для проверки документов без объективных оснований. Остановка должна иметь под собой основания, и сотрудники ДПС должны вести себя с соблюдением требований закона и правил взаимодействия с водителями.
Важно отметить, что новый приказ МВД №664 содержит оценку пункта 106 и важные аспекты для водителей, которые помогут избежать противоречий и неправомерных действий со стороны ДПС. Водители должны быть внимательны и знать свои права и обязанности при остановке.
Таким образом, в новых годах сотрудники ГАИ или ДПС не могут остановить автомобиль просто для проверки документов. Остановка должна иметь законные основания, и сотрудники должны действовать в рамках закона и нормативных требований.
Основания остановки ДПС: | Проверка документов: |
---|---|
Основания для подозрения в совершении правонарушения | Может быть проведена только при наличии оснований |
Обнаружение видимых признаков нарушения | Должна быть обоснованной и объективной |
Получение оперативной информации о правонарушении | Не должна осуществляться без оснований |
Таким образом, ДПС может осуществить остановку автомобиля и проверку документов только при наличии законных оснований. Водители имеют право ожидать, что остановка будет проведена в соответствии с законом и с требуемым уважением к их правам и свободам.
Основания для проверки документов
Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2022-2023 годах для проверки документов следующие:
- выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
- наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
- наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
- наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
- осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
- установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:
- ориентировки;
- данные дежурного;
- информация, поступившая от других нарядов;
- сведения, полученные от участников дорожного движения;
- визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.
Как уже было сказано, пункт 106 регламента ГИБДД 664 комментарии от специалистов получил различные. Он тесно связан с пунктом 84 «Остановка транспортных средств», что вполне логично. Так, в п. 84 в качестве одного из оснований остановки ТС указана проверка документов, в то же время, в самом пункте 106 ссылка на 84 пункт отсутствует.
Ранее в соответствии с регламентом, утвержденным приказом МВД РФ №185, проверка документов допускалась только на стационарном посту ДПС. Остановка в указанных целях вне постов допускалась только при наличии значительных оснований: данных о совершенных правонарушениях, при проведении специальных мероприятий. Теперь термин «стационарный пост» вообще удален из соответствующих пунктов регламента.
Таким образом, допускается остановка автомобиля и проверка документов без каких-либо существенных причини, а в качестве профилактики правонарушения или нарушения требований, обеспечивающих безопасность на дороге. Некоторые чиновники и общественные деятели выразили полную удовлетворенность пунктом в такой редакции.
Например, депутат Госдумы РФ и председатель межрегиональной общественной организации автолюбителей «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков рассказал, данная мера является оправданной и позволяет инспекторам предупреждать правонарушения, например, своевременно предпринимать действия по выявлению за рулем автомобилей водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Противоречия и нормативные коллизии
Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.
Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?
Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.
Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.
Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.
На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.