Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Крупная сделка для автономного учреждения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и правомерности выводов, сделанных на основании анализа действующего законодательства.
Оспаривание крупных сделок
С начала 2017 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:
- Одобрение крупной сделки. Оспаривание проводится только тогда, когда сделка не была одобрена ни советом директоров, ни собранием участников. Возможны эти варианты: решение об одобрении операции не набрало нужной суммы голосов, проигнорирован порядок одобрения.
- Число голосов. Иск имеет право подавать только лицо, имеющее не меньше 1% от совокупного количества голосов ООО. Возможен альтернативный вариант. К примеру, у истца есть только 0,5% голосов. В этом случае он может объединиться с другим лицом, у которого есть не менее 0,5% голосов. Иск возможно подать совместно.
- Срок давности. Отсчитывается с даты общего собрания по результатам года, на протяжении которого совершалась КС. По истечении срока восстановить его нельзя.
- Контрагент владел всей необходимой информацией о сделке. В частности, он должен быть извещен о следующих аспектах: сделка для организации признана крупной, на нее не было получено одобрение.
Иск не будет отклонен судом только в том случае, если наличествуют все четыре условия.
Об определении балансовой стоимости активов при расчете размера крупной сделки бюджетного учреждения
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора и порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2022 N 33н (далее — Инструкция N 33н).
Определение Размера Крупной Сделки В Бюджетном Учреждении На 2021 Год
Если нужен более тщательный контроль финансовых потоков, то МУП лучше преобразовать в муниципальное бюджетное учреждение.
При этом может потребоваться дополнительное финансирование из местного бюджета.
Также возникает риск субсидиарной ответственности собственника муниципального имущества по обязательствам учреждения, которому это имущество передали на праве оперативного управления. Характеристики МБУ — в таблице 2.
Возможно, часть МУПов в вашем муниципальном образовании несет убытки и не соответствует требованиям, установленным для реорганизации в ООО или АО. Такие унитарные предприятия рекомендуем ликвидировать. Первые кандидаты на ликвидацию — МУПы, которые не осуществляют какой-либо профильной деятельности кроме сдачи разнородного имущества в аренду.
На реорганизацию и ликвидацию МУПов, а также постановку на кадастровый учет земельных участков после ликвидации предприятий регионы получат деньги из федерального бюджета. Порядок распределения этих межбюджетных трансфертов примет Правительство. Каждый регион распределит финансирование между муниципальными образованиями в соответствии со своим законом.
Крупные сделки автономного учреждения
Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.
Все имущество государственных и муниципальных учреждений закрепляется за ними собственником на праве оперативного управления. Статьей 298 ГК РФ определено, что автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, АУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).
В случае если имеется заинтересованность в сделке, стороной которой является автономное учреждение, лицо, имеющее заинтересованность, до совершения сделки обязано уведомить руководителя и наблюдательный совет АУ об известной ему совершаемой или предполагаемой сделке, в совершении которой оно может быть признано заинтересованным. Причем стоимость сделки не играет роли.
Ограничения на совершение крупных сделок установлены не только для коммерческих организаций, но и для учреждений госсектора, в том числе автономных учреждений. В статье расскажем, какие сделки считаются крупными для автономных организаций, что нужно учесть для совершения крупных сделок и каков порядок их совершения.
Порядок совершения крупной сделки
- заявление о предварительном согласовании совершения крупной сделки. В заявлении указываются:
- предмет сделки;
- предварительная цена сделки в рублях (числом и прописью), включая налог на добавленную стоимость;
- информация о сторонах сделки (при наличии);
- сроки исполнения обязательств по сделке;
- информация об источниках финансирования сделки;
- информация о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;
- информация об обосновании целесообразности совершения сделки;
- информация о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;
- иные существенные условия сделки, установленные законодательством РФ;
- проект договора (контракта), содержащего все условия предполагаемой сделки со всеми приложениями к нему;
- копию конкурсной документации, документации об аукционе (в случае намерения учреждения принять участие в конкурсе, аукционе);
- информацию об определении цены сделки (в случае намерения учреждения заключить сделку с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем));
- подготовленный в соответствии с действующим законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, осуществленную не ранее чем за три месяца до представления отчета;
- сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности перед бюджетами бюджетной системы РФ (в том числе государственными внебюджетными фондами) и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная);
- баланс учреждения на последнюю отчетную дату;
- опись направляемых документов.
- автономным учреждением только с предварительного одобрения наблюдательного совета (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ);
- бюджетным учреждением с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).
- проекта сделки (договора) со всеми приложениями к нему;
- проекта конкурсной (аукционной) документации на размещение заказа (в случае намерения совершения крупной сделки учреждением в качестве заказчика) с приложением проекта решения о создании комиссии по размещению заказа;
- обосновывающих материалов по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя);
- расчета цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования;
- проектной документации (на электронном носителе) с приложением копии заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы (заверенной в установленном порядке) по проектной документации (в случае намерения совершения крупной сделки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также работ по сохранению объектов культурного наследия);
- ведомости объемов и стоимости работ (в случае намерения совершения крупной сделки на выполнение работ по ремонту объектов капитального строительства).
Например, согласно Порядку предварительного согласования крупных сделок с участием муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденному Постановлением Администрации г. Симферополя от 14.06.2023 N 1284, для получения предварительного одобрения совершения крупной сделки учреждение должно представить в наблюдательный совет следующие документы, оформленные надлежащим образом:
- гражданин Российской Федерации — Идеалов Антон Сергеевич, имеющий паспорт 0102 345634, выданный отделом УФМС России по Идеальному р-ну в гор. Идеальный, зарегистрированный по адресу: г. Идеальный, ул. Идеалидзе. д. 13, кв. 65;
- гражданка Российской Федерации — Идеалова Галина Владимировна, имеющая паспорт 1232 765463, выданный отделом УФМС России по Идеальному р-ну в гор. Идеальный, зарегистрированная по адресу: г. Идеальный, ул. Идеалидзе, д. 15, кв. 66.
Для успешной регистрационной процедуры готовят и сканируют целый ряд учредительных и организационных документов. Решение о крупной сделке единственного учредителя или нескольких учредителей — это обязательное приложение к документации, которое придется отсканировать и прикрепить к аккредитационному заявлению.
- Направлены на приобретение или реализацию имущества общества.
- Предполагается передача имущественных активов общества во временное распоряжение третьим лицам. Разрешена передача права пользования результатами интеллектуального труда по специализированной лицензии.
Регистр входит в состав обязательной документации юридических лиц. Следовательно, решение об одобрении крупной сделки для ИП и физических лиц, участвующих в закупке, не должны предоставлять такой регистр заказчику и при авторизации на электронных площадках.
Решили одобрить крупные сделки, заключаемые по результатам процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным видам закупок от имени Общества с ограниченной ответственностью «Идеал», на сумму не выше 10 000 000 (десяти миллионов) рублей 00 копеек каждая.
Крупная сделка для бюджетного учреждения в 2023 году
До 2023 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.
Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации состав бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений и порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее — Инструкция 33н).
Отмечено, что в случае оформления сделки бюджетным учреждением в начале финансового года в период, когда годовая отчетность за предшествующий год находится на стадии составления, расчет критерия отнесения сделки к крупным целесообразно осуществить по данным последней официальной отчетности. С этой целью используются показатели Баланса, сформированного по форме до внесения изменений указанным приказом Минфина России и представленного в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату.
Бюджетные учреждения при ведении финансово-хозяйственной деятельности обязаны учитывать различные ограничения, связанные с отчуждением или приобретением имущества, возникновением или прекращением различных обязательств. Одним из таких ограничений является необходимость обязательного согласования с соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, возможности совершения «крупных сделок».
Важность прохождения бюджетного контроля
Одним из главных аспектов бюджетного контроля является оценка целесообразности и эффективности планируемых крупных сделок. Благодаря бюджетному контролю можно определить, насколько осуществление таких сделок соответствует задачам и приоритетам автономного учреждения, а также позволяет избежать рисков и неправомерного использования бюджетных средств.
Важно понимать, что процесс прохождения бюджетного контроля является обязательным для автономного учреждения и направлен на обеспечение прозрачности и эффективности финансовых операций. Благодаря бюджетному контролю можно установить уровень достоверности и точности информации о планируемых крупных сделках, что помогает принимать взвешенные решения в области финансового управления.
Прохождение бюджетного контроля также способствует укреплению доверия со стороны государственных органов и общественности. Автономные учреждения, соблюдающие бюджетный контроль, показывают свою ответственность и готовность действовать в интересах общества. Такой подход способствует достижению высокого уровня прозрачности и открытости в управлении бюджетными средствами, и, как следствие, к долгосрочной устойчивости и развитию автономного учреждения.
В свете вышеизложенного, прохождение бюджетного контроля является неотъемлемым элементом эффективного финансового управления автономным учреждением. Это позволяет обеспечить прозрачность, эффективность и ответственность при планировании и осуществлении крупных сделок, а также укрепить доверие со стороны государства и общественности. Бюджетный контроль является гарантией устойчивости и развития автономного учреждения в долгосрочной перспективе.
Сложности расчета рыночной стоимости услуг
Первая сложность связана с определением объема предлагаемых услуг. Чтобы правильно рассчитать рыночную стоимость, необходимо учесть все аспекты и составляющие услуги. Это могут быть работа специалистов, использование ресурсов и оборудования, а также другие затраты, связанные с предоставлением услуги.
Вторая сложность заключается в анализе рынка и определении конкурентной стоимости услуг. Необходимо провести исследование рыночных цен и оценить, какие предложения и ценовые политики есть у конкурентов. Это поможет определить, насколько конкурентоспособна стоимость предлагаемых услуг учреждения.
Третья сложность состоит в учете факторов, влияющих на изменение рыночной стоимости услуг. Рыночные условия и требования клиентов могут меняться со временем, поэтому необходимо учитывать эти изменения при расчете стоимости. Также стоит учитывать инфляцию и другие экономические факторы, которые могут повлиять на цены.
Наконец, четвертая сложность связана с прогнозированием будущего спроса на услуги. Для расчета рыночной стоимости необходимо прогнозировать, сколько клиентов будут использовать услуги в будущем, а также предусмотреть возможное изменение спроса в зависимости от внешних факторов.
С учетом всех этих сложностей, рекомендуется обратиться к профессиональным экспертам, специализирующимся на расчете рыночной стоимости услуг. Они имеют необходимые знания и опыт, чтобы провести объективный и точный анализ и предоставить рекомендации по определению стоимости предлагаемых услуг для автономного учреждения.
При формальном применении требований законодательства величина крупной сделки может определяться исходя из показателя графы 10 строки 410 Баланса (ф. 0503730), то есть исходя из показателя итоговой строки актива баланса с учетом всех видов деятельности (финансового обеспечения).
Для корректного определения размера крупной сделки принципиальное значение имеет порядок формирования в учете показателя счета 0 210 06 000. Дело в том, что итоговый показатель актива баланса (строка 410) уменьшается на чистую (остаточную) стоимость имущества, которым бюджетное (автономное) учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно и не отвечает по своим обязательствам. Балансовая стоимость подобного имущества отражается по строке 336 Баланса (ф. 0503730) исходя из показателя счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».
В 2023 году при расчете размера крупной сделки учреждения вправе учитывать стоимость активов с учетом дебиторской и кредиторской задолженности, которая согласно положениям приказа Минфина России от 29.12.2014 N 172н на основании Сведений (ф. 0503773) должна быть дополнительно отражена при формировании отчетности за 2023 год (письмо Минфина России от 14.05.2023 N 02-07-07/27504). Речь идет:
К сожалению, действующие нормативные правовые акты не содержат определения понятия «активы учреждения». В то же время такое определение дают Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС)*(1): под активами понимаются ресурсы, контролируемые организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается поступление будущих экономических выгод или возможности полезного использования. Согласно п. 47 проекта федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» под активами понимается совокупность имущества, денежных средств, принадлежащих субъекту учета или находящихся в его пользовании, контролируемых им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которых ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. При этом предполагается, что субъект учета контролирует активы, закрепленные за ним собственником в целях выполнения государственных (муниципальных) полномочий, оказания государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд.
В случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, приобретение, изменение типа, переоценка и др.), следует применять показатель графы 10 строки 410 Баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных Сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (см., например, письмо Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679).
Как посчитать размер крупной сделки по балансу
Еще вычисляется соотношение между ценой сделки и активами, если оно свыше 25 процентов, то делается глубокий анализ. В итоге анализ приводит вас к выводу о калибре сделки. Если недостает какого-либо признака крупной операции, то она производится обыкновенным способом. А при подтверждении собирается совет собственников, и проводят процедуру соглашения.
Каковы ее критерии Отличается крупная сделка от любой другой двумя критериями, которые являются совмещаемыми. Если они совпадают, тогда и сделку можно считать крупной. Перед заключением конкретного договора следует выполнить его тщательный анализ на предмет соответствия критериям крупности.
Ведь балансовая стоимость активов — это сумма оборотных и необоротных активов. В итоге давайте определим плюсы и минусы крупной сделки для ООО. Каждый понимает, что, совершая ту или иную операцию, обязательно будет присутствовать риск. Поэтому для избегания конфликтов и грамотного проведения дела, законодательством представлены определенные нормы, которые нацелены оказывать влияние на процесс.
Но стоит отметить и положительные, и отрицательные моменты. Плюс в том, что так можно защитить частную собственность владельцев и разделить ответственность исполнительных органов при последствиях операций. Минус — есть противоположные мнения, которые часто приводят к обращению в правоохранительные структуры.
При возникновении конфликта проводят бухгалтерскую экспертизу. В уставной документации должны быть все сведения, которые регламентируют финансовую деятельность компании. Если суд утвердит мировое соглашение, то сделку признают крупной. Но есть возможность подать жалобу на решение. Устав компании должен содержать информацию о том, как будут проводиться крупные сделки:. Если в уставе таких сведений нет, то применимы положения п. Чтобы определить крупную сделку, что прописана в уставе предприятия, учитывают несколько критериев:.
Что считается крупной сделкой для государственного бюджетного учреждения
Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Вопрос: Считается ли крупной сделкой контракты заключенные с единственным поставщиком (по энергоснабжению, теплоснабжению,например), а также приобретение продуктов питания на сумму свыше 10% балансовой стоимости активов? Мы – государственное бюджетное учреждение. Спасибо.
Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с
С 01.01.2023 государственные (муниципальные) учреждения вступили в долгосрочный период реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета. Он продолжается и в текущем 2023 году. Новшества в учете затрагивают смежные вопросы. Так, крупная сделка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности. А поскольку поменялись формы бухгалтерской отчетности, то и порядок расчета размера крупной сделки тоже изменился.
Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.
Законодатель обращает внимание на то, что в случае, когда на момент оформления сделки годовая отчетность за финансовый год, предшествующий году предполагаемой сделки, еще не готова, то есть находится на стадии составления (принятия, проверки), критерий отнесения сделки к крупной необходимо рассчитывать по данным последней официальной отчетности.
Например, в начале 2023 года, когда внутригодовая отчетность отчетного 2023 года еще не составлена, показатель актива для расчета критерия отнесения сделки к крупной определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 01.01.2023 (получается, что, по сути, берется отчетность за 2023 год). И поскольку показатели баланса (ф. 0503730), сформированного до внесения изменений Приказом Минфина РФ от 30.11.2023 № 243н, меньше составленных по новой форме, то и размер «несогласуемой» сделки будет меньше. После представления отчетности за 2023 год размер крупной сделки увеличится, но это будет действовать только для вновь заключаемых контрактов (договоров).
Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с 01.01.2019
Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.
Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:
1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):
НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020 |
2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.
Заинтересованность в совершении сделки
Говоря о крупных сделках автономных организаций, не можем не сказать о сделках с заинтересованностью. Речь идет о сделках, при которых имеется конфликт интересов. Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 174-ФЗ заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами признаются члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель учреждения и его заместители. При этом лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:
- являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
- владеют 20% и более голосующих акций АО или более 20% уставного капитала ООО либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке выступает контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
- занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.
В случае если имеется заинтересованность в сделке, стороной которой является автономное учреждение, лицо, имеющее заинтересованность, до совершения сделки обязано уведомить руководителя и наблюдательный совет АУ об известной ему совершаемой или предполагаемой сделке, в совершении которой оно может быть признано заинтересованным. Причем стоимость сделки не играет роли.