Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение места жительства ребенка с отцом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Семейное законодательство предусматривает два варианта определения места проживания детей – добровольный и судебный. В первом случае все достаточно просто: если бывшие супруги смогли договориться, составляется соответствующее соглашение, которое учитывается судом при бракоразводном процессе.
Привязанность несовершеннолетнего ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка
Ребенок, достигший десятилетнего возраста, имеет право быть выслушанным в ходе судебного разбирательства. Разговор с ребенком может быть проведен, как в судебном заседании, так и вне суда, органами опеки и попечительства, воспитателями или педагогами. Порядок определения места жительства детей требует, чтобы при заслушивании ребенка в суде обязательно присутствовал педагог. При этом на это время родители могут быть удалены из зала судебного заседания.
Если ребенку менее 10 лет, рекомендуется просить суд назначить судебно-психологическую экспертизу, после проведения которой, эксперты-психологи смогут определить к кому из родителей ребенок испытывает положительные чувства, к кому эти чувства сильнее, есть ли у ребенка к кому либо из родителей отрицательные чувства, с кем из родителей несовершеннолетний ребенок желает проживать. После чего дать заключение с кем из родителей проживание несовершеннолетнего ребенка будет более благоприятным.
Примером подобного спора является одно из дел, которое мне довелось вести. Я представлял интересы женщины, средних лет, назовем ее Ольгой. Она прожила с Денисом в зарегистрированном браке около шести лет. В браке у них родился ребенок – девочка Таня, которой на момент рассмотрения спора исполнилось одиннадцать лет. После развода Таня проживала с матерью, отец платил алименты и регулярно виделся с ребенком. Так продолжалось несколько лет. Ребенок был не простой, психологами ему был поставлен диагноз гиперактивность, в связи с которым Таня вела себе не самым лучшим образом и доставляла много хлопот обоим родителям. Сложный характер Тани не нравился учителям и руководству школы, в которой она училась. Школьное начальство периодически пыталось перевести девочку на домашнее обучение, дабы не затруднять себе жизнь.
Здесь следует отметить одну особенность присущую школьному образованию, которое использует стандартные методы для обучения и любой необычный ребенок выбивается из школьной программы. В таких случаях школа не ищет индивидуального подхода к ученику, а навешивает на него ярлык — «сложный ребенок», после чего ребенка начинают выживать из учебного заведения разными способами. Чаще всего создается нездоровая обстановка в классе, ученики настраиваются против «сложного ребенка», а учителя начинают докладными записками фиксировать любые шалости подростка. Далее в конфликтных ситуациях учителя начинают обвинять ученика, даже если он не виноват и фиксируют данный факт докладными записками директору. В результате ребенком не занимаются, он ходит в школу отсиживает уроки, не получает нужных знаний, потому что для учителей он является проблемным и отвлекает их от школьной программы, которую им нужно давать другим детям, а следовательно от обучения «сложного ребенка» они уклоняются. В результате ребенок начинает отставать в знаниях и тут то его за неуспеваемость приглашают на многочисленные педагогические советы, где учителя и родители других учеников начинают упрекать его и его родителей в том, что они не соответствуют школьным требованиям. Таким образом, неспособность учителей обучать детей, сколько нибудь отличающихся от других, трансформируется в обвинение родителей ребенка в плохом воспитании «сложного подростка». Примерно такой схемой, пользуется большинство учебных заведений, для того чтобы избавиться от ненужного им ученика. В результате формируется негативное отношение школы к учащемуся и создаются условия, чтобы избавиться от него. При любом удобном случае учебное заведение предпримет всё возможное, чтобы добиться его перевода в другую школу или вовсе исключить. Нам важно детально описать принцип работы школьного образования, так как в нашем деле он приобрел весьма неожиданный оборот.
Вернемся к нашей ситуации. До поры до времени бывшие супруги Ольга и Денис жили спокойно. Относительно мирно, без суда, договорились о порядке общения с ребенком и выплате алиментов. Ольга снова вышла за муж и ее финансовое положение серьезно окрепло. Денис тоже фактически создал семью и жил гражданским браком, хотя материально чувствовал себя хуже Ольги.
С взрослением Татьяны у нее усилились конфликты в школе, ей было сложно налаживать отношения с ровесниками. Вызвав пару раз родителей в школу, руководство учебного заведения решило, что Татьяна – «сложный ребенок», после чего стали выживать ее из школы под благовидным предлогом якобы в интересах ребенка. Такая позиция школы только усугубила конфликты, как это часто и бывает. К тому же в период взросления девочка стала понимать, что ее родители развелись, и она ни как не могла решить для себя, где ей будет лучше. Она не знала где ее дом и разрывалась между отцом и матерью. Метания девочки привели к тому, что она стала устраивать публичные истерики в школе и каждому из родителей в отдельности.
Услуги семейного адвоката
- Консультация по вопросам семейного законодательства.
- Анализ и оценка конкретной ситуации.
- Составление и подача искового заявления, в т.ч. встречного.
- Сбор и оформление необходимых документов, доказательств.
- Представление интересов в суде.
- Определение место жительства и порядка общения с ребенком.
- Ограничение или лишение родительских прав.
- Восстановление родительских прав.
- Обращение за взысканием алиментов.
- Наследственные споры.
- Расторжение брака.
- Признание брака недействительным.
- Раздел имущества.
- Установление или оспаривание отцовства.
- Усыновление, удочерение, установление опеки или попечительства.
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
- Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
- После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
- В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
- Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
- Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Комментарий к ст. 65 СК РФ
1. Под осуществлением права понимается реализация возможностей определенного поведения, составляющих то или иное субъективное право. Оно включает возможность самому вести себя определенным образом, требовать от других субъектов гражданского права соответствующего поведения, а в необходимых случаях — обращаться за защитой в соответствующие государственные органы. Отказ от осуществления права не влечет прекращения права за исключением случаев, предусмотренных законом.
Осуществление права может совершаться как самим управомоченным лицом, так и его представителем. Оно может заключаться как в совершении единичного действия, так и ряда действий, а также в воздержании от действия.
В законодательстве закреплен принцип беспрепятственного осуществления субъективных прав. Однако при осуществлении права нельзя нарушать права других людей. Указанный принцип применяется и к семейным правам.
Требование о недопустимости нарушения прав других граждан обусловлено тем, что права различных субъектов в семейных отношениях тесным образом переплетены. Поэтому, осуществляя свои права, субъект должен осознавать, что другие лица (в том числе другие члены семьи) могут быть обладателями аналогичных или сходных прав, которые признаются и охраняются законом. Аналогичные нормы есть во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте от 19 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах».
Комментируемая статья устанавливает общие пределы осуществления родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, нарушать которые нельзя. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, если родительские права осуществляются в противоречии с интересами ребенка либо родители причиняют вред здоровью и нравственному развитию детей, это влечет ответственность, предусмотренную рядом отраслей права. Так, родители могут быть:
а) лишены родительских прав (ст. 69 СК);
б) наказаны в административном порядке (ст. 5.35 КоАП);
в) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК).
О лишении и ограничении родительских прав, см. комментарий к статьям 69 и 73.
2. Во многих случаях у супругов могут быть различные взгляды на то, каким образом должно осуществляться воспитание детей. При осуществлении родителями своих прав и обязанностей могут возникнуть споры различного характера по поводу воспитания детей. Это обусловлено тем, что реализация родительских прав осуществляется непосредственно каждым из родителей исходя из различных социальных и экономических факторов (таких как образование, воспитание, материальная обеспеченность, состояние здоровья, принадлежность к определенному социальному классу и др.).
В п. 2 комментируемой статьи содержится правило, согласно которому органами, которые рассматривают споры, возникающие между родителями, являются органы опеки и попечительства и суд. При этом можно обратиться сразу в суд, минуя стадию рассмотрения дела органом опеки и попечительства. Однако очевидно, что суд при рассмотрении дела привлечет орган опеки и попечительства к участию в деле.
Комментируемый пункт указывает на необходимость учета при этом мнения детей. Это правило представляет собой конкретизацию идеи, заложенной в п. 1 ст. 13 Конвенции о правах ребенка, где сказано: «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение».
Органы опеки и попечительства, ознакомившись с конфликтной ситуацией, могут дать свои рекомендации, которые могут быть как в устной, так и письменной форме. Однако эти рекомендации не носят обязательного характера. Что касается рассмотрения дела судом, то в компетенцию суда не входит разрешение споров сугубо педагогического свойства, ибо он правомочен рассматривать только вопросы о месте проживания ребенка и о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
3. Как уже отмечалось, возможны ситуации, когда родители ребенка проживают раздельно. Это возможно как при расторжении брака, так и в тех случаях, когда родители ребенка формально состоят в браке, но не живут вместе.
В таких случаях родители должны сами решить, с кем из родителей будет жить ребенок. Однако, если соглашения достичь не удалось, этот вопрос решается судом. Спор об определении места жительства ребенка может рассматриваться судом до расторжения брака родителей, во время развода (в бракоразводном процессе) или после прекращения брака.
В ряде случаев после расторжения брака родители продолжают жить в одном жилом помещении в связи с невозможностью найти другое жилое помещение. В таких случаях суд должен воздержаться от рассмотрения дела по существу.
Споры о месте жительства ребенка могут рассматриваться неоднократно, поскольку условия воспитания ребенка могут меняться в зависимости от разных обстоятельств (состояние здоровья родителя и ребенка, возможности ухода за ним, появление отчима (мачехи) и др.
Очерк законодательства
- Рассмотрение судами дел об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей. Как указано в п. 1 ст. 9 Конвенции о правах ребенка, государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Названное определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
- Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ при раздельном проживании родителей место жительства несовершеннолетних детей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор между родителями о месте жительства детей может быть разрешен судом по требованию любого из них. В силу положений ст.ст. 57, 61 и 65 СК РФ при разрешении спора между родителями об определении места жительства несовершеннолетних детей суд должен исходить из равенства прав и обязанностей отца и матери в отношении своих детей, а также из интересов несовершеннолетних и обязательно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам.
- В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 с учетом положений п. 3 ст. 65 СК РФ разъяснено, какие обстоятельства необходимо учитывать при разрешении спора об определении места жительства несовершеннолетнего ребенка. К таким обстоятельствам относятся: привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; возраст ребенка; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности, режима работы родителей, их материального и семейного положения, состояния здоровья родителей); другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. При этом в постановлении Пленума особо подчеркнуто, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не может являться безусловным основанием для удовлетворения требования этого родителя об определении места жительства ребенка с ним.
- Судебная практика рассмотрения данных споров свидетельствует о том, что в большинстве случаев место жительства детей определяется с их матерью. Между тем ряд судов отметили, что в последние годы возрастает число случаев, когда место жительства ребенка определяется с его отцом. При определении места жительства ребенка суды в основном правильно применяли п. 3 ст. 65 СК РФ, учитывая обстоятельства, указанные в данной норме, а также иные обстоятельства, влияющие на правильное разрешение этих споров, такие как: проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности; наличие судимости; состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах; климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем, при проживании родителей в разных климатических поясах; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий; цель предъявления иска.
- В целях всестороннего исследования всех обстоятельств дела судами запрашивались, в частности, характеристики на родителей из ИЦ (информационный центр) УВД, наркологических и психоневрологических диспансеров, вытрезвителей, от участковых инспекторов. В случаях когда установление тех или иных обстоятельств требовало специальных знаний, судами назначались экспертизы для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей. В этих целях судами, в частности, назначались судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические). Кроме того, при рассмотрении дел данной категории к участию в деле в качестве специалистов привлекались: инспекторы по делам несовершеннолетних; специалисты органов управления образованием; специалисты по охране прав детства; педагоги (классные руководители); педагоги-психологи; социальные педагоги; врачи — психологи-диагносты, психиатры и врачи иных специальностей.
- Обобщение судебной практики позволяет сделать вывод о том, что, как правило, большая материальная обеспеченность того или иного родителя, занимаемая им должность, социальное положение в обществе не являлись определяющими факторами, исходя их которых суды решали вопрос об определении места жительства ребенка. Решения принимались судами с учетом всех юридически значимых обстоятельств и в первую очередь исходя из интересов детей. Более того, имели место случаи, когда один из родителей обосновывал свои требования только более высоким уровнем материальной обеспеченности, а суд, отказывая ему в иске, в решении указывал, что это обстоятельство не является определяющим при разрешении спора данной категории.
Заключение опеки по определению места жительства ребенка
Опека в судебном деле, связанном с определением места жительства ребенка, не только составляет акты обследования жилищно-бытовых условий истца и ответчика, но и высказывает свое мнение по поводу того, где лучше ребенку проживать. Мнение опеки оформляется в виде заключения.
В заключении опека указывает на обследование места жительства сторон, на свое общение с истцом и ответчиком, возможно, на результаты общения с ребенком. С учетом всей полученной информации опека указывает свое мнение, почему ребенок, например, должен проживать с истцом.
Суд, при рассмотрении дела учитывает мнение органов опеки, при этом это не означает, что суд будет руководствоваться только заключением опеки. Возможно, что суд вынесет решение, которое не совпадает с заключением опеки и определит место жительства ребенка, например, с истцом, хотя опека высказалась против.
Однако, чаще всего суд прислушивается к мнению опеки, которая работала с семьей, выезжала по месту жительства сторон и видела все условия проживания истца и ответчика, и, соответственно, видела в живую возможно или невозможно проживание ребенка с конкретным родителем.
Порядок общения с ребенком после развода. Об ошибках заключений органов опеки:
Адвокаты обычно умеют использовать недостатки формальных заключений органов опеки, когда в них нет, например, данных, характеризующих отношения в семье между родителями, между ними и ребенком, личностные качества родителей или нет информации о привязанности ребенка к каждому из родителей, о результатах общения с несовершеннолетним. Также можно использовать отсутствие мнения органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании, а также о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму и т.п. Все эти обстоятельства адвокат должен оценивать раньше судьи, либо их оценит или не оценит суд. В любом случае, неполная или ненадлежащая оценка это всегда одно из оснований обжалования судебного решения.
В подавляющем большинстве случаев после развода родители разъезжаются, а ребенок остается с кем-то одним — или с мамой, или с папой.
Необходимость установления места жительства несовершеннолетних детей объясняется несколькими причинами.
Во-первых, зачастую мужчина и женщина просто-напросто не могут успокоиться и найти компромисс по вопросу о том, кто заберет к себе малыша. Проблему решает суд, обращая внимание на целый ряд критериев (о них будет рассказано ниже).
Во-вторых, даже если бывшие супруги и смогли договориться, то соглашение становится действительным только на основании судебного постановления.
Родитель, который будет проживать отдельно от ребенка, не должен быть ущемлен. Поэтому наряду с установлением места жительства несовершеннолетних детей устанавливается порядок общения с ними.
Если несовершеннолетние дети живут с матерью, их обязан содержать и воспитывать и отец (правило действует и в обратном порядке).
При установлении порядка общения с ребенком берется в расчет:
√ Возраст ребенка;
√ Состояние здоровья ребенка;
√ Режим дня ребенка;
√ Привязанность ребенка к родителям, а также к братьям и сестрам;
√ Режим работы родителя;
√ Бытовые условия родителя;
√ То, насколько далеко живет родитель от ребенка и др.
Кроме того, опрашивается ребенок, если ему исполнилось 10 лет (статья №57 и №65 Семейного Кодекса Российской Федерации).
Прописка и регистрация ребенка
Когда будет принято решение, с кем из родителей малолетний будет жить, необходимо оформить нужные документы. В частности, зарегистрировать его в ОВМ. Это необходимо для определения дитя в образовательное учреждение, к медикам. Возможно, родитель будет получать пособие из соцзащиты или оформит материнский капитал.
Постановка на учёт в ОВМ является обязательной. Если родители примут решение, то можно прописать на временной основе. Но рекомендуется на постоянной! Например, если квартира не приватизирована, прописанный ребёнок сможет участвовать в программе приватизации.
Если же дитё оставить без прописки, это будет нарушение действующего законодательства. Оштрафован будет тот родитель, который допустил проживание несовершеннолетнего на своей жилплощади. Сумма штрафа – от 2 до 3 тысяч рублей.
Похожие записи: