Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общение с ребенком 3 лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Звукоподражание — один из важнейших элементов общения с ребенком. Вместе вы мяукаете, крякаете и мычите (не бойтесь, мы никому не расскажем), но ведь вокруг куча других звуков, несвязанных с животным миром. Почему бы не поговорить о них?
Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.
- Какое у тебя любимое животное? Почему?
- Где живут утки?
- Как говорит поросенок?
- Какие животные живут на ферме? А в лесу?
- Каким животным ты хотел бы стать?
Семья помогает ребенку наладить первые и самые крепкие контакты с людьми. Обязательно обсуждайте с малышом тему семьи и отвечайте на его вопросы, а также задавайте свои.
- Как зовут членов твоей семьи?
- Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
- У тебя есть сестра или брат?
- Чем можно заниматься с семьей?
- Кто у тебя есть, помимо мамы и папы?
Причины кризиса 3 лет у ребенка
Заключается в переходе от раннего возраста к дошкольному. В его механизме лежит формирование новых черт личности ребенка, переход к новой модели взаимодействия с окружающим миром.
Трехлетний кризис — показатель нормального психического развития малыша. Он пройдет. Как быстро это случится, зависит от отношения к происходящему родственников.
Родители не замечают изменений в ребенке, не адаптируют модель взаимодействия — трехлетний кризис будет протекать остро и тяжело. Меняют стиль общения с отпрыском — он быстрее и легче перейдет на следующий уровень.
Кризис — это этап перед новым витком в психическом, интеллектуальном совершенствовании маленького человека. Задача родителей — помочь ему пройти период мягко и с пользой.
Итог кризиса зависит от взрослых. Самостоятельность, зачатки лидерских качеств, воля, гордость за свои достижения — признаки адекватного формирования маленького человека и цель периода.
Внешние признаки кризиса трёх лет
Отношения с ребёнком будто ломаются. Они и в самом деле требуют перестройки. Малыш уже не такой ласковый, как раньше. Он становится очень упрямым и своевольным, во всём отказывается от помощи взрослых, игнорирует запреты, просьбы, отказывается от занятий, которые раньше приносили ему удовольствие. Главные слова ребёнка в этот период: «я», «сам», «нет», «не буду».
Что бы ни предложили родители, малыш протестует, даже если на самом деле предложение ему нравится. Но это была не его идея, поэтому он против. Иногда он говорит родителю «нет», а через несколько минут предлагает то же самое — это нормально для детского кризиса трёх лет.
Непреодолимое желание ребёнка быть «большим» заставляет его буквально воевать со старшими и другими детьми за ресурсы и лидерство. Он ярко выражает негативные эмоции, устраивает публичные протесты, проявляет ревность, деспотизм и агрессию: ломает любимые игрушки, может оскорбить взрослого или заявить, что не любит его. Такими провокациями ребёнок изучает, как отреагируют другие люди и где находятся границы допустимого.
Но когда малыша хвалят, он сразу навостряет ушки и весь расцветает. Ребёнок очень ярко реагирует на любые признания его успехов: это даёт ему повод чувствовать себя взрослым и гордиться собой.
По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:
- первичную самостоятельность;
- адекватную самооценку;
- способность самоанализа;
- социальную адаптацию.
Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:
- невротические реакции;
- энурез;
- внутренние комплексы;
- ночные страхи, кошмары;
- заикание.
Помните, что сейчас творчество — главный способ существования вашего ребенка. Каждый его рисунок — это не попытка «сфотографировать» реальность, а пока единственно возможный способ описать свое представление о том, как устроен мир. Именно поэтому все главное сейчас для ребенка будет самым крупным на его рисунке.
Не оценивайте творчество, но старайтесь искренне интересоваться им. Дети не нуждаются в нашей критике, и им не нужно наше восхищение. Наоборот, они воспринимают их как грубое вторжение в свой эмоциональный мир. Слова «Какой прекрасный рисунок! Какой же ты у нас талантливый!» так же разрушительны для детского Я, как и «Положи рисунок на стол. Я сейчас занята, потом посмотрю». (Позднее мама забывает о рисунке, и тот просто валяется на столе, на полу, а потом и в мусорном ведре; ребенок это видит.)
Вредны также порывы немедленно научить делать правильно (то есть так, как принято) то, что задумал ребенок. Дети рисуют, строят, лепят не ради безупречного результата, не для того, чтобы овладеть навыками или освоить социальные нормы. Ими движет другое — потребность как-то выразить себя, выплеснуть огромный объем того нового, что они узнали и теперь пытаются эмоционально пережить.
Поэтому невнимание или оценивающее внимание к своему рисунку или поделке ребенок воспринимает как невнимание к себе, обесценивание своих чувств. И он прав, ведь на самом деле он только что доверчиво открыл вам свою жизненную философию.
В такие моменты не стоит комментировать и оценивать, просто поинтересуйтесь, расспросите: «Что нарисовано?», «Что тут происходит», «Кто это тут?» Слушайте внимательно и удивляйтесь. И еще, забудьте и никогда не употребляйте до его 9 лет фразу: «Так не бывает — то, что ты нарисовал».
Как родителям помочь себе?
Если это первенец, скорее всего женщина мало знает об этом периоде развития малыша. Если мама в силу разных причин сама по себе эмоционально неустойчива, то она может погружаться в сложно переносимые чувства вины, стыда или тревоги и давящее ощущение «я — плохой родитель». Что дополнительно усугубляет ситуацию. Первое, что в таком случае может начать автоматически делать родитель — пытаться любым способом успокоить ребенка: запугать его, переключить внимание, наказать или накричать. Чтобы этого не допустить, родителям необходимо понимать, что это особенный период взросления их ребенка, который просто нужно прожить. Для этого взрослым сначала нужно поддержать и укрепить самих себя: почитать литературу про трехлеток, пообщаться с родителями, которые уже прошли этот период, обратиться за поддержкой к психологу, который подтвердит, что с ними все нормально.
Причины кризиса 3 лет
В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детский кризис 3 лет часто проявляется в демонстративном и даже тираническом поведении ребенка: он устраивает истерики на пустом месте и не соглашается буквально ни с чем. Ребенок как будто специально хочет сделать назло, наоборот, вопреки желаниям родителей. Конечно, такое поведение вызывает у родителей недоумение и раздражение, но следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность. Как пережить кризис 3 лет, ребенку должны показать родители.
Кризис 3 лет: рекомендации родителям
-
Не пытайтесь переделывать ребенка, воспитывать его и ломать» под себя
Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение. Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо.
-
Предоставьте ребенку возможность выбора
Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»
Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.
-
Помогите ребенку принять себя
Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.
-
Обратитесь к специалистам
Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.
Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.
Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.
Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.
В-третьих, короткосрочный кризисный период сопровождается чаще всего яркими появлениями, а затяжной — более спокойными. Это норма. А вот если он продолжается более полугода и при этом ежегодно устраиваются неконтролируемые истерики, консультация психотерапевта обязательна.
Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений
В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:
- Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
- Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
- Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
- Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
- Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
- Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
-
Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса. Источник:
Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова.
Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.
Значение родительского запрета
Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.
Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.
К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.
Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.
Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.
На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.