Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение пенсии в Эстонии в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система накопительной пенсии позволяет гражданам выбрать пенсионный фонд, в который они будут вносить свои накопления. Граждане могут самостоятельно контролировать и управлять своими вкладами, выбирая инвестиционные стратегии и определяя, какую часть своих доходов они будут направлять на накопительную пенсию.
Размеры и нововведения
В 2024 году размеры пенсий в Эстонии будут увеличены в соответствии с индексацией, которая осуществляется ежегодно. Изменения в размере пенсий будут зависеть от инфляции и уровня жизни в стране.
Кроме того, в 2024 году будет введен новый пенсионный возраст для женщин. В соответствии с изменениями, женщинам, родившимся после 1960 года, будет необходимо достичь возраста 65 лет для выхода на пенсию. Таким образом, пенсионный возраст для мужчин и женщин будет одинаковым.
Для тех, кто достигнет пенсионного возраста в 2024 году, размеры пенсий будут рассчитываться на основе накопленных страховых взносов и продолжительности трудовой деятельности. Формула расчета пенсионного вознаграждения будет оставаться прежней.
- В 2024 году будет проведена реформа системы накопительных пенсионных взносов. Ранее накопительные пенсии в Эстонии вводились добровольно, но с 2024 года все трудоспособные граждане, достигшие 21-летнего возраста, должны будут ежемесячно делать накопительные взносы в пенсионный фонд.
- Для увеличения пенсионного капитала, правительство предоставит различные стимулы для граждан, которые делают дополнительные накопительные взносы. Такие граждане смогут получить дополнительные налоговые вычеты или льготы.
- В 2024 году будет введена новая система пенсионного обеспечения для граждан, у которых низкий уровень дохода или которые не смогли накопить достаточный пенсионный капитал. Эта система обеспечит минимальное пенсионное вознаграждение всем нуждающимся гражданам.
Изменения в размерах и системе пенсий в Эстонии в 2024 году направлены на совершенствование системы социального обеспечения и улучшение пенсионной защиты граждан.
Минимальная гарантированная пенсия
Минимальная гарантированная пенсия предоставляется всем гражданам Эстонии, включая тех, кто не имел возможности работать или получать стабильный доход в течение своей трудовой жизни. Она представляет собой базовый уровень материальной поддержки, который позволяет покрывать основные жизненные потребности.
Размер минимальной гарантированной пенсии может быть увеличен в случае ухудшения экономической ситуации в стране или изменения индекса потребительских цен. Это позволяет обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, исключая возможность попадания граждан в крайнюю нищету.
Минимальная гарантированная пенсия является важной составляющей системы социальной защиты в Эстонии. Она гарантирует тем, кто не имеет возможности заработать достаточно для нормального проживания, базовый уровень дохода, который помогает избежать социального и экономического исключения.
Преждевременная и отложенная пенсия
Одной из особенностей пенсионной системы Эстонии является возможность получения преждевременной или, напротив, отложенной пенсии. Первый вариант предполагает, что гражданин вправе выйти на заслуженный отдых за 3 года до достижения необходимого возраста. При этом он обязательно должен представить документы, подтверждающие наличие 15-летнего стажа работы.
Важно учитывать, что преждевременный выход на пенсию связан с некоторым сокращением будущих выплат. Так, за каждый досрочный месяц, гражданин будет получать 0,4%. Если житель Эстонии решил получать выплаты на 3 года раньше, то он потеряет порядка 14,4% от общих выплат.
Следует помнить о том, что после оформления преждевременного получения пособия, от него нельзя будет отказаться.
Второй вариант — отложенная пенсия, призван увеличить размер будущих выплат гражданам за счет каждого лишнего месяца. Надбавка составляет 0,9% ежемесячно, а сроки выхода при подобном варианте действий ничем не ограничены. Это означает, что за дополнительные три года гражданин сможет повысить размер пенсии на 27%.
Виды выплат для пенсионеров
Граждане могут получать различные виды пенсий:
- Государственные — по старости (обязательно стаж 15 лет), получение инвалидности, потеря источника дохода, досрочная, поддержка (для имеющих только минимальную пенсию — через 5 лет после назначения).
- Народная — если не хватает стажа: достижение установленного возраста и потеря кормильца.
- Льготная— зависит от сферы профессиональной деятельности: вредные специальности из перечней №1 и 2, работа в полиции, судьей, прокурором и другие.
Важная информация от BBQcash: каждый год такой работы дает увеличение на €5,7.
- За выслугу лет — доступна при работе в полиции, спасательной службе, тюрьме, гражданской авиации, горной или текстильной промышленности, на флоте и др.
- По случаю потери кормильца — выплачивают членам семьи при определенном стаже умершего. Претенденты: дети 18-24 года, супруг или родители, если они пенсионеры или имеют ограниченную трудоспособность.
- По нетрудоспособности — есть заключение о невозможности работать. Бывает полная и частичная — выплаты назначают при потере 40-100 %.
Особенности расчета пенсии
Закон «О государственных пенсиях» предусматривает три основные составляющие, влияющие на сумму начисления:
- Основную (или базовую часть) – является фиксированной для всех категорий и с 1-го апреля 2021 года составляет 191.649 евро в месяц.
- Пропорциональную – зависит от общего трудового стажа претендента до 31 декабря 1998 года, умноженного на стоимость трудового года: количество отработанных лет до 1999 года нужно умножить на ставку годовой оценки (с 1-го апреля 2021 года она составляет 6,627 евро за каждый год работы).
- Страховую – число лет оплаты социального налога умножают на текущую годовую оценку, которая в 2021 году составляет 6,627 евро.
Для того чтобы узнать какая пенсия в Эстонии, рассчитываются и размеры страховых паев. На этот процесс влияют несколько факторов: период обучения на очной форме в университете, стаж трудовой деятельности, продолжительность отпуска по уходу за детьми, срок военной службы.
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(Таллин, 14 июля 2011 года)
Российская Федерация и Эстонская Республика, в дальнейшем именуемые Договаривающимися Сторонами,
стремясь развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,
договорились о нижеследующем:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящем Договоре используются следующие понятия:
1) «законодательство» — законы и другие нормативные правовые акты Договаривающихся Сторон, регулирующие правоотношения, указанные в статье 2 настоящего Договора;
2) «уполномоченный орган власти»:
в Российской Федерации — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
в Эстонской Республике — Министерство социальных дел Эстонской Республики;
3) «компетентное учреждение» — учреждение (организация), на которое возложено применение законодательства Договаривающихся Сторон;
4) «пенсионный стаж»:
в Российской Федерации — период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации;
в Эстонской Республике — период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров;
в Российской Федерации — денежные выплаты, включая все их составные части и все повышения, надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением накопительной части трудовой пенсии по старости;
в Эстонской Республике — периодические денежные выплаты, предусмотренные законодательством Эстонской Республики в случае старости, стойкой нетрудоспособности или потери кормильца, за исключением накопительной пенсии и пенсионных льгот для репрессированных лиц;
в Российской Федерации — постоянное или временное проживание (место жительства) на законных основаниях на территории Российской Федерации;
в Эстонской Республике — проживание на территории Эстонской Республики в качестве постоянного жителя, или на основании срочного вида на жительство, или права на проживание.
2. Другие понятия, используемые в настоящем Договоре, имеют значения, которые им придаются законодательством и иными соответствующими нормативными правовыми актами каждой Договаривающейся Стороны.
Сфера применения (предмет) Договора
Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:
1) в Российской Федерации к:
трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
2) в Эстонской Республике — к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию.
Настоящий Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.
Лица, определенные в статье 3 настоящего Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора.
1. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
2. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
4. В случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.
5. Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны. При этом лицо, получающее пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности), по своему выбору имеет право ходатайствовать о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца. В случае выплаты лицу пенсии по случаю потери кормильца одной из Договаривающихся Сторон не назначается пенсия иного вида другой Договаривающейся Стороной. Выплата назначенной одной Договаривающейся Стороной пенсии по случаю потери кормильца прекращается, если другая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности).
6. Социальная пенсия в Российской Федерации назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию, кроме социальной пенсии в Российской Федерации и народной пенсии в Эстонской Республике.
1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
2. Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин — на 300 месяцев, для женщин — на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.
Преждевременная и отложенная пенсия
Эстонское государство предусмотрело возможность выйти на заслуженный отдых досрочно. Есть определенный критерий, который позволяет начать получать помощь тремя годами ранее: присутствует 15-летний опыт работы, но в данный момент официальное трудоустройство отсутствует.
Следует учитывать тот факт, что и сумма ежемесячной выплаты при преждевременной пенсии станет меньше обычной. Размер уменьшается на 0.4% за каждый месяц пропуска. За три года эстонец лишиться 14.4% положенной суммы.
Также право на преждевременное назначение материальной помощи имеют и лица, занятые определенным родом деятельности:
- работа в полиции, тюрьме и в охранной организации;
- горнодобывающая отрасль;
- морская служба;
- преподавательская деятельность;
- социальные работники;
- ВИЧ-инфицированные медицинские работники.
Сколько человек должен отработать и возраст выхода на пенсию каждой из вышеперечисленных категорий установлен Законом «О пенсиях по выслуге лет». Согласно этому же закону, некоторые категории получают дополнительную надбавку.
Средний уровень жизни пожилых эстонцев
По сравнению с жителями России эстонцы в среднем живут на несколько лет дольше. Пенсионных выплат среднего размера хватает на оплату основных нужд: коммунальных услуг (у семьи из двух человек без детей уходит порядка 180 евро), питания, медикаментов.
Сколько денег уходит на питание? Цены на продукты в Эстонии достаточно высокие: буханка хлеба стоит около 0.6 евро, мясо от 4 евро за кг, яйца – 1.3 евро за десяток, яблоки 1.5 евро за кг и т. д. На медикаменты тратится около 60 евро в месяц (в рублях это примерно 5.5 тысяч).
Для людей пенсионного возраста назначают определенные льготы (такие как бесплатный проезд в общественном транспорте), что помогает сэкономить небольшую часть денег.
Преждевременная и отложенная пенсия
Эстонское государство предусмотрело наличие возможности выхода на пенсию досрочно. Есть определенный критерий, который позволяет начать получать помощь на три года раньше: наличие 15 лет трудового стажа, но в данный момент официальное трудоустройство отсутствует.
Следует учитывать тот факт, что и сумма ежемесячной выплаты при преждевременной пенсии будет меньше обычной. Размер пенсии сокращается на 0.4% за каждый пропущенный месяц. То есть за 3 года эстонец потеряет 14.4% от положенной суммы.
Также право на досрочное назначение пенсии имеют и лица, занятые определенным родом деятельности:
- работа в полиции, тюрьме и в охранной организации;
- горнодобывающая отрасль;
- морская служба;
- преподавательская деятельность;
- социальные работники;
- ВИЧ-инфицированные медицинские работники.
Сколько человек должен отработать и возраст выхода на пенсию каждой из вышеперечисленных категорий установлен Законом «О пенсиях по выслуге лет». Согласно этому же закону, некоторые категории получают дополнительную надбавку.
Отложенная пенсия по старости
Вы не обязаны ходатайствовать о получении пенсии по старости сразу же, как только достигнете возраста пенсии по старости. Если вы выйдете на пенсию позже, ваша ежемесячная пенсия по старости будет выше.
С 2021 года новая гибкая пенсия по старости заменит нынешнюю отложенную пенсию по старости. Те, кто достигнет возраста получения пенсии по старости начиная с 2021 года, больше не будут иметь возможности выйти на прежнюю отложенную пенсию по старости. Ее заменит новая гибкая пенсия по старости (подробнее читайте здесь).
Возможность выйти на отложенную пенсию по старости сохранится для людей, которые достигнут пенсионного возраста до 2021 года. Им предоставляется выбор: выйти в будущем на отложенную пенсию по старости или воспользоваться новой гибкой пенсией по старости. Условия получения отложенной пенсии по старости не меняются.
Если вы будете получать отложенную пенсию по старости, ваша пенсия по старости будет увеличиваться на 0,9% за каждый месяц, прошедший с момента достижения вами пенсионного возраста.
Например, eсли вы ходатайствуете об отложенной пенсии по старости через два года после достижения возраста пенсии по старости, мы увеличиваем вашу ежемесячную пенсию по старости на 21,6% (= 24 месяца х 0,9%).
Пример: У Пауля 30 лет пенсионного стажа. Он хотел отложить получение пенсии на 3 года. Поэтому его пенсия больше 0,9% x 36 =32,4%.
Размер пенсии: 235,3079 (базовая часть) + 30 (стаж) x 7,206 = 428,6348 + 32,4% = 5597,7699 евро.
«Прямой эфир из Дома новостей»
С 2017 года для рождённых с 1954 по 1960 год граждан Эстонии начнется поэтапное повышение пенсионного возраста.
Следует помнить о том, что после оформления преждевременного получения пособия, от него нельзя будет отказаться.
Правительство также выделит почти шесть миллионов евро на решение проблем, связанных с душевным здоровьем. По словам Кийка, этот пакет помощи касается как дополнительных финансовых фондов, так и однократно выплачиваемых средств.
Вырастут и затраты на оплату труда чиновников государственных и местных органов власти примерно на 5 миллионов евро по сравнению с 2021 годом.
Также стоит отметить возможность приобретения начислений в половинном размере или временного приостановления их получения. Для изменения условий гражданину необходимо обратиться в Департамент социального страхования. Важно учитывать, что доступна такая возможность только раз в месяц.
Средний размер пенсионных выплат в Эстонии – 481 евро. Сколько человеку будут выплачивать зависит от общего рабочего стажа и от заработной платы, которую человек получал во время профессиональной деятельности. Объемы выплат зависят от выслуги лет:
- 223 евро – рабочий стаж превышает 15 лет;
- 301 евро может получить человек, который проработал 30 лет;
- 375 евро выплачивают за 44 отработанных года.
Страховые выплаты могут кардинально отличаться у каждого жителя Эстонии. Все они рассчитываются в индивидуальном порядке.
Early on February 24, President Putin announced a special military operation to be conducted by the Russian Armed Forces in response to appeals for help from the leaders of the Donetsk and Lugansk People’s Republics. Sergei Malgavko/TASS»,»lv»:»CRIMEA, RUSSIA — FEBRUARY 24, 2022: Tanks move across the town of Armyansk, northern Crimea.
Для исправления ситуации, государство, в первую очередь, корректирует положение не коренного населения, а приезжих и граждан другой национальности.
Пенсии в Эстонии для русских
В этом году пенсия для русских, проживающих на территории Эстонии, составляет 312 евро.
Многие граждане стремятся уехать в другие страны Европы на заработки. Отток молодых людей настолько большой, что пенсионеры составляют практически половину населения Эстонии.
Пенсионный возраст для русских граждан из-за такого положения дел может быть повышен до 74 лет, а стаж для получения пенсии достигать 44 лет. Только в таком случае сумма выплаты может возрасти до 396 евро.
При расчете пенсии учитывается число месяца, когда подано ходатайство об ее получении. Первичная выплата включает в себя сумму невыплаченных средств с момента подачи заявления. Таким образом, человек получает выплату в размере пенсии за несколько месяцев.
Важно знать! Пенсия в ДНР
В 2022 году пенсионеров ожидают перемены: что важно знать
Фото BFL/Гедиминаса Савицкиса
Сейм одобрил представленные Министерством социальной защиты и труда поправки к закону, которые принесут положительные перемены пожилым людям, получающим пенсию, сообщает пресс-служба Министерства социальной защиты и труда.
«Мы стремимся обеспечить достойную жизнь пенсионерам страны, которые по-прежнему подвержены высокому риску бедности. В 2020 году уровень риска бедности среди пожилых людей составлял 36 проц.
Надеюсь, что новая модель повышения пенсий, благодаря которой увеличится как общая, так и индивидуальная часть пенсии, поможет бороться с бедностью и изоляцией пожилых людей.
В следующем году пенсии вырастут примерно на 50 евро», — сказала министр социальной защиты и труда Моника Навицкене.
Министерство напоминает об основных изменениях в пенсионном обеспечении, которые ожидаются уже в следующем году.
Пенсионная реформа
Со следующего года пенсии будут повышаться в большей степени, чем предусматривает нынешняя формула индексации. Положительные изменения наиболее сильно коснутся тех, чьи выплаты были больше, то есть у кого была высокая зарплата и большой рабочий стаж, а также тех пожилых людей, которые получают самые маленькие социальные пенсии.
Для расчета пенсии по старости важна как общая, так и индивидуальная ее составляющие. Общая часть пенсии обеспечивает минимальный доход, а вот индивидуальная часть зависит от размера взносов, уплаченных в течение всей жизни.
В настоящее время общая часть средней пенсии при наличии необходимого трудового стажа составляет около 60% от размера пенсии, а индивидуальная часть — только 40%.
Ожидается, что индивидуальная доля увеличится и станет более значительной, что, в свою очередь, станет стимулом и мотивирует людей платить больше взносов социального страхования и, таким образом, получать в будущем более высокую пенсию.
Повышение общей части пенсии коснется около 70 тысяч пенсионеров, из них до 2/3 — женщины, которые в силу различных жизненных обстоятельств не смогли накопить большой трудовой стаж, например, ухаживали за родственниками или воспитывали детей.
В следующем году те, у кого есть хотя бы минимальный стаж пенсионного страхования, будут получать полную сумму общей части пенсии, а не ее часть (пропорциональную стажу), как это было до сих пор.
Для тех пенсионеров, чей трудовой стаж больше обязательного (для пенсий, назначенных до 31 декабря 2017 года, — более 30 лет), прибавка к пенсии будет выше.
Расчеты министерства показывают, что средняя пенсия в 2022 году увеличится с 450 евро до 465 евро, а в 2024 году — с 519 евро до 544 евро. Средний размер пенсии по старости при наличии необходимого стажа в 2022 году увеличится до 489 евро, а в 2024 году — до 576 евро.
Зачем нужно накапливать трудовой стаж?
Новая пенсионная модель и более быстрый рост общей части пенсии никоим образом не отменяют зависимости общего размера пенсии от количества лет пенсионного страхования.
Прогнозируется, что индивидуальная часть пенсии по социальному страхованию будет тем больше, чем больше было уплачено взносов социального страхования. Другими словами, пенсии тех, кто заплатил больше взносов социального страхования, увеличатся.
По мере изменения способа расчета пенсий в будущем все большее значение будет приобретать размер взносов, которые человек выплатил, а сама пенсионная система станет более справедливой.
Например, человек, проработавший 18 лет за минимальную зарплату, приобретает около 9 пенсионных баллов, а человек, проработавший 36 лет и получавший среднюю зарплату, выйдет на пенсию примерно с 108 пенсионными баллами. Индивидуальная часть пенсии первого человека будет составлять около 38 евро, второго — около 450 евро.
Предлагаемый ускоренный рост баллов пенсионного учета позволит в течение трех лет увеличить индивидуальную часть пенсии первого человека примерно на 13 евро, а второго — на 152 евро. Пример наглядно показывает, что больше получат те граждане, чьи взносы были больше и кто платил их дольше.
Когда ожидать повышения пенсий?
Пенсии будут индексироваться с 1 января 2022 года.
Общая часть пенсии пенсионеров, у которых пенсионный стаж меньше обязательного, будет пересчитана до 30 июня 2022 года. Другими словами, пенсионеры, которые имеют право получать большую пенсию уже с января 2022 года, получат пересчитанную пенсию и появившуюся за несколько месяцев задолженность не позднее конца июня.
Эстония не отказалась окончательно от солидарной системы формирования пенсионных выплат. В результате проведенных реформ пенсионная система страны состоит из трех ступеней:
- Обязательное государственное страхование. Формируется за счет средств, поступающих от уплаты социального налога: 33 % от фонда оплаты труда официально оформленных работников. От 16 до 20 % перечисленных взносов направляют на текущие выплаты современным пенсионерам. За счет солидарно накопленных средств выплачиваются государственные пособия инвалидам, лицам, утратившим кормильца, пенсии по старости постоянным жителям Эстонии и иностранцам, находящимся в стране по ВНЖ, а также народная пенсия в Эстонии (предусмотрена для тех, у кого нет возможности подтвердить страховой стаж).
- Обязательная накопительная часть. Дополнительные персонифицированные взносы формируются из двух источников: 2 % от начисленной зарплаты платит сам будущий пенсионер, 4 % доплачивает работодатель (в составе 33 % социального налога). Автоматически присоединиться к данной системе могут не все. Основное условие – плательщик не может быть старше 1983 года рождения, остальные должны были заявить о своем желании платить взносы до 2010 года.
- Дополнительная (добровольная) накопительная часть. До 2010 года человек, родившийся с 1942 по 1982 годы, еще мог присоединиться к уплате обязательных накопительных взносов. После 31 октября 2010 года такая возможность отсутствует, поэтому тем, кто не желает довольствоваться государственной пенсией (она составляет не более 40 % среднего заработка), нужно самостоятельно доплачивать накопительные пенсионные взносы. Участие в третьей ступени пенсионного страхования позволяет поднять размер будущей пенсии до 65–70 % от текущей заработной платы.
Пенсионная система Эстонии основана сразу на нескольких нормативных актах:
- “О государственном пенсионном страховании” – Riikliku pensionikindlustuse seadus ;
- “О льготных пенсиях по старости” – Soodustingimustel vanaduspensionide seadus ;
- “О накопительных пенсиях” – Kogumispensionide seadus ;
- “О социальном налоге” – Sotsiaalmaksuseadus .
Особенная пенсия по профессиональным условиям
Также для представителей некоторых профессий и специалистов, работающих во вредных условиях, предусмотрены особые условия выхода на пенсию.
К ним относятся:
- офицеры полиции;
- органы прокуратуры;
- члены сил обороны;
- судьи;
- сотрудники государственного контроля;
- канцелярия юстиции;
- горняки и подземные рабочие;
- металлурги;
- нефтяники;
- электротехника;
- производители строительных материалов;
- рабочие, связанные с производством стекла, целлюлозы, бумаги, железнодорожным и морским транспортом;
- работники, связанные с радиоактивными веществами, ионизирующим излучением, редкоземельными металлами;
- водолазы;
- майнеры;
- цветные металлурги;
- работники химической промышленности;
- рабочая электростанция и металлообработка.
Так, сотрудники полиции имеют право выйти на пенсию на 10 лет раньше при условии, что возраст сотрудника полиции при выходе на пенсию составляет не менее 55 лет, а стаж официальной службы не менее 20 лет. В этом случае сотрудник полиции может рассчитывать на выплату пенсии в размере 50% от его оклада.
Прокуроры уходят на пенсию, как и все граждане, в возрасте 63 лет. Но они имеют право на 50% своей зарплаты в случае частичной нетрудоспособности и 65% в случае полной инвалидности. Для этого необходимо отработать прокурором не менее 15 лет.
Военнослужащие обороны страны имеют право на получение 50% средней заработной платы по стране за занимаемую должность, если:
- Их возраст составляет не менее 50 лет.
- Реальный стаж работы не менее 20 лет.
В случае смерти на службе члены семьи чиновника могут получать пенсию. Это в 1,5 раза больше средней зарплаты солдата.
Работники государственного управления имеют право на получение пенсии по старости в размере 50% от текущей заработной платы при существующем стаже работы пять лет и 70% при стаже работы десять лет. В то же время в силовых лагерях можно получать до 70% от текущего оклада при стаже работы не менее пяти лет.
Работники, работавшие во вредных для здоровья условиях, имеют право на досрочный выход на пенсию на 10 лет. Но у них должен быть стаж работы не менее 20-25 лет, из них 10-13 лет непосредственно во вредных условиях труда.
Как получать пенсию в Эстонии иностранц
Иностранные граждане в Эстонии могут рассчитывать на выплату народной пенсии. Это 221 евро в месяц. Эту пенсию могут получать иностранцы, имеющие временный вид на жительство в Эстонии или имеющие право пребывания на территории страны. Но чтобы оформить выплаты, будущий пенсионер должен доказать, что прожил в стране не менее пяти лет.
Как видим, пенсионная система в Эстонии очень лояльна и настроена на поддержку пожилого населения. Пенсионеры в Эстонии в целом довольны размером своих пенсий, а также уровнем и качеством жизни в стране. И даже иностранцы могут рассчитывать на получение пенсии, что есть не в каждой стране мира. Пенсионеры в Эстонии уверены в завтрашнем дне и могут сами регулировать качество предстоящего пенсионного периода.
Юрист, юрист, эксперт команды «СамеЧас» Филипп Орлов — предприниматель, юрист в области миграции, корпоративного права и международного права, иммиграционный юрист, основатель и управляющий партнер юридической фирмы «Наказ» и миграционного центра ReLocate. С 2008 года он помогает людям переехать и легализоваться в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Польша, Кипр. Работает со сложными визами для бизнеса, работы или учебы, а также делами о политическом убежище.