Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление на высшую категорию воспитателя в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной задачей аттестации является определение квалификационного уровня педагога и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получают награду за знания и умения педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется процедура законом 273-ФЗ от 29.12.2012, Приказом Минпросвещения РФ от 24.03.2023 № 196 и др.
Когда проводится аттестация воспитателей
В настоящее время существуют два вида аттестации:
- Обязательная. Проводится для подтверждения соответствия занимаемой должности не реже одного раза в пять лет. В соответствии с порядком проведения процедуры от нее освобождаются некоторые работники. О них мы расскажем далее.
- Добровольная. Такая проверка проводится для установления квалификационного уровня. Обычно назначается по просьбе самого воспитателя, желающего повысить свою квалификацию. Проводят ее по истечении двух лет с момента присвоения предыдущей квалификации. Два года — срок, предусмотренный для высшей категории. При установлении первой категории заявление представляют вне зависимости от срока работы в учреждении. Если в проверке отказано, то повторную заявку подают через год после отказа.
Ранее действовало правило, по которому за сотрудником, отработавшим 20 лет по профессии, закреплялась высшая пожизненно, отменено. Теперь педагоги подтверждают свою квалификацию и проходят проверку каждые пять лет.
Стоит отметить, защита категории воспитателя детского сада 2023 года проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя, содержащим список педработников, подлежащих аттестации, и графиком проведения аттестации.
Приказом Минпросвещения РФ от 24.03.2023 № 196 установлена аттестация в целях подтверждения квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник». Процедура проводится по желанию педработников. К мероприятию допускаются педагогические работники, уже имеющие высшую квалификационную категорию.
Как проходит добровольная аттестация воспитателя
Все воспитатели проходят добровольную оценку. Такая возможность заинтересует специалистов, настроенных на профессиональный рост и развитие.
Срок действия полученной категории составляет пять лет. Если в прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении квалификации, то проверить знания в следующий раз он сможет через год.
Каждый сотрудник при желании самостоятельно инициирует проверку своих знаний. Для этого достаточно подать заявление директору образовательного учреждения. В документе необходимо указать мотивы желания участвовать в испытаниях.
Порядок проведения добровольной аттестации воспитателей на соответствие квалификации и оценки знаний включает этапы:
- Проверка заявления.
- Установление срока проверки. Ее продолжительность должна составлять не более 60 календарных дней от момента начала проведения до принятия решения.
- Письменное уведомление экзаменуемого о месте и времени проверки производится в течение 30 дней после получения заявления.
- Оценка.
- Оформление результатов.
Какие документы надо приложить к заявлению?
Согласно Порядку N 196, к заявлению на аттестацию педагогических работников в 2023 году на первую или высшую категорию никакие документы прикладывать не надо.
В реальности это выглядит немного иначе. Так, по сведениям единого портала госуслуг, к заявлению вам придется приложить фото или сканы документов, которые подтверждают ваши профессиональные достижения. Это могут быть, например, удостоверение (диплом) о повышении квалификации или переподготовке, документы о награждении или выписки из вашей трудовой книжки.
Важно! Нужно ли прикладывать копии документов, которые говорят о результатах вашей деятельности как педработника, к бумажному заявлению на установление первой или высшей категории, уточняйте в региональном (муниципальном) органе власти в сфере образования, который занимается аттестацией. Это может быть, например, департамент образования или институт развития образования.
К заявлению на аттестацию для категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» обязательно надо приложить ходатайство работодателя в аттестационную комиссию (п. 48 Порядка N 196).
В нем приводится характеристика деятельности педработника, направленной на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в данной образовательной организации. Ходатайство составляют на основе решения педсовета в произвольной форме.
Как проходит аттестация воспитателей?
Аттестация без категории — Аттестация на соответствие занимаемой должности обязательна для всех воспитателей без категории. Первый раз ее проходят через 2 года после начала работы в детском саду, а затем — каждые 5 лет. Такую проверку профессионализма ДОУ организуют самостоятельно.
- Заведующая составляет распорядительный акт, на основании которого создается аттестационная комиссия.
- Воспитатель должен быть ознакомлен с этим документом минимум за месяц до проведения испытания.
- Затем кто-то из представителей руководства пишет представление на аттестуемого сотрудника.
- Это может сделать сама заведующая, старший воспитатель или методист.
Критерии и оценочные шкалы для аттестации педагогов
Для аттестации педагогических работников разработаны критерии оценки их деятельности:
- Профессиональная компетентность. Учитель должен продемонстрировать аттестационной комиссии достаточный уровень знаний и навыков в профессиональной области, умение применять их на практике, а также для подтверждения иметь соответствующие квалификационные сертификаты.
- Педагогическое мастерство. Специалисту образовательной организации необходимо обладать определенным опытом работы в сфере образования, творчески подходить к своей профессиональной деятельности, уметь создавать комфортную, развивающую и продуктивную среду в учебно-воспитательном процессе.
- Эффективность образовательной работы. Для успешной аттестации работник должен представить свои достижения в работе: высокие результаты в обучении и воспитании учащихся. Учитель должен уметь оценивать и при необходимости корректировать свою педагогическую деятельность, внедрять в работу новые образовательные технологии и инновационные подходы.
- Профессиональное развитие и самообразование. Особое значение придается стремлению к самосовершенствованию, непрерывному саморазвитию, регулярному повышению своего квалификационного уровня на курсах. Работник должен следить за педагогическими инновациями и прогрессивными изменениями в образовательной среде, активно использовать в своей работе различные новшества.
- Профессиональная этика. Соблюдение принципов этики и морали является обязательным требованием для каждого работника образовательной организации. Учитывается, насколько педагог честно и добросовестно выполняет свои должностные обязанности, какие у него взаимоотношения с коллегами, обучающимися и родителями.
Аналитическая справка для аттестации
Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период. Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.
По общим правилам аналитический отчет воспитателя для аттестации по ФГОС в 2020 году состоит из:
- аннотации;
- аналитической части;
- проектной части;
- заключения;
- приложения.
Требуемая по ФГОС аналитическая справка для аттестации воспитателя на первую категорию содержит следующие анкетные данные:
- Фамилия, имя, отчество заявителя.
- Информация об образовании.
- Общий стаж работы.
- Стаж работы на аттестуемой должности.
- Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
- Уровень квалификации для работы на данной должности.
Обязательный этап при заполнении документа — указание таких сведений:
- Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем (подбираются темы для аттестации воспитателя детского сада на I категорию по ФГОС, оценочным листам, исходя из собственных интересов и практикуемой деятельности).
- Достигнутые цели.
- Применение инноваций в педагогической деятельности.
- Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
- Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
- Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные иногда проверяются комиссией.
- Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
- Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
- Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
- Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
- Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
На заполненном документе ставится дата и личная подпись заявителя, печать образовательного учреждения, в котором он работает, и подпись руководителя.
Отличие добровольной аттестации
При желании получить первую или высшую категорию, педагогу ДОУ следует пройти добровольную аттестацию. Повысить свою квалификацию можно только на один порядок. Таким образом, воспитатель без категории может по результатам экспертизы получить первую. Для назначения высшей категории ему потребуется снова направить заявление, но не ранее, чем через два года.
Важно! Проходить аттестацию нужно каждые пять лет вне зависимости от стажа.
Если по результатам экспертизы педагог не подтвердил свой профессиональный уровень, его квалификация снижается. После этого работодатель вправе (но не обязан) расторгнуть рабочие отношения. Чтобы восстановить свой уровень, педагог может пойти на курсы переподготовки, а затем аттестоваться заново.
Если был утрачен высший уровень, педагогу нужно сначала восстановить первую категорию. Через два года он может снова пройти экспертизу для назначения высшего уровня.
Когда категория по результатам экспертизы была присвоена, решение считается вступившим в силу с этого же дня. Соответствующая запись делается в трудовой книжке воспитателя. При этом он может рассчитывать на повышение заработной платы.
Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.
Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Что нужно знать об этапах и сроках аттестации?
Порядок аттестации педагогических работников регламентируется приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
► На обязательную проверку педагога отправляет работодатель. Она проходит в 5 этапов:
- составление списка педагогов, которые будут проходить проверку, и графика испытаний;
- подготовка представления для каждого педагога (в нем указывают ФИО, должность, дату заключения трудового договора, уровень профильного образования и/или квалификации, информацию о прохождении дополнительного образования по профилю, результаты прошлых аттестаций);
- проведение проверки;
- принятие решения и официальное оформление итогов.
По результатам аттестации комиссия присваивает педагогу квалификационную категорию. Через 5 лет ее нужно подтвердить.
Заявление на добровольную аттестацию воспитатели обычно отправляют сами. Затем:
- Заявление проверяют. Его могут отклонить.
- Если заявление принято, назначают срок прохождения проверки.
- В течение 30 дней после подачи заявления, если оно принято, педагогу сообщают о месте и времени проведения проверки.
- Проходит сама аттестация. Она длится максимум 60 дней — с начала проведения до вынесения решения.
- Комиссия принимает решения и оформляет итоги проверки.
Успешно пройдя аттестацию, вы получите первую или высшую категорию. Ее вам присвоят в тот же день, когда комиссия примет и оформит официальное решение. Именно с этого дня будут действовать надбавки к зарплате. Тогда же в вашей трудовой книжке сделают запись о присвоении новой категории.
► Когда проверка проходит неудачно, последствия зависят от категории:
- Если у вас первая категория, вы с ней и остаетесь до очередной проверки. На следующей аттестации вы сможете снова попробовать получить высшую.
- Если категории у вас пока нет (вы хотели получить первую), вас обяжут пройти проверку на соответствие занимаемой должности.
Решение можно попробовать оспорить, если вы уверены, что оно несправедливое. Заявление нужно подать либо в суд, либо в комиссию по трудовым спорам. Это нужно сделать не позднее, чем через 3 месяца с момента получения результатов проверки.
Воспитатель должен обладать знаниями в области психологии развития детей, методик и технологий обучения, принципов формирования здорового образа жизни, а также правил охраны труда и техники безопасности. Он должен быть способным определить и удовлетворить индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка, разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы.
Важным элементом работы воспитателя является умение применять активные и интерактивные методы обучения, проводить игровую и практическую деятельность, а также использовать современные информационные и коммуникационные технологии в своей работе.
Воспитателю также необходимо обладать навыками эффективного взаимодействия с родителями и коллегами, уметь участвовать в коллективном обсуждении и принимать решения, соблюдать этические и профессиональные стандарты работы в дошкольных учреждениях.
Обучение и повышение квалификации
Для выполнения новых требований к аттестации воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в 2023-2024 году необходимо пройти определенное обучение и повысить свою квалификацию.
Обучение может быть организовано различными способами: через курсы повышения квалификации, участие в семинарах и конференциях, самостоятельное изучение литературы и онлайн-курсов. Это позволит воспитателям ознакомиться с новыми требованиями, изучить актуальные методики и подходы к работе, а также обменяться опытом с коллегами.
Важно помнить, что участие в обучении и повышение квалификации должно быть систематичным и постоянным процессом. Это позволит не только соответствовать новым требованиям, но и развивать свои профессиональные навыки, повышать качество своей работы и быть успешным воспитателем.
Для удобства организации обучения и повышения квалификации, воспитатели могут использовать рекомендации и ресурсы, предоставленные органами управления образованием. В них можно найти информацию о доступных курсах и семинарах, рекомендуемой литературе и онлайн-ресурсах.
Стоит также учесть, что наряду с общим обучением и повышением квалификации, воспитателям могут потребоваться дополнительные специализированные курсы и тренинги. Например, для работы с детьми с особыми потребностями или для внедрения новых образовательных программ.
Обучение и повышение квалификации являются важными составляющими профессионального роста воспитателя и содействуют достижению высоких результатов в работе с детьми. Поэтому необходимо уделять этому процессу должное внимание и стремиться к постоянному развитию своих профессиональных навыков.
Диплом о высшем образовании
Для получения высшей категории воспитателя с 1 сентября 2023 года необходимо иметь диплом о высшем образовании. Диплом должен быть государственного образца и иметь аккредитацию на территории Российской Федерации. Допускается наличие диплома о среднем профессиональном образовании только в случае наличия стажа работы не менее 5 лет.
Диплом должен быть получен в образовательном учреждении, аккредитованном Министерством просвещения Российской Федерации. Обязательным условием является наличие специальности или направления подготовки, соответствующих требованиям Профессионального стандарта воспитателя.
Для подтверждения наличия диплома о высшем образовании необходимо предоставить оригинал диплома при прохождении аттестационной комиссии. В случае отсутствия оригинала диплома, принимается заверенная копия документа, которая должна соответствовать стандартам документов об образовании.
В случае получения диплома в иностранном государстве, его обязательно должны быть легализованы или одобрены иностранным образовательным учреждением. Также, для подтверждения эквивалентности иностранного диплома, необходимо получить приложение к диплому, выданное центром оценки квалификаций.
Проведение исследовательских работ
Для получения высшей категории воспитателя с 1 сентября 2023 года необходимо проведение исследовательских работ в области педагогики и психологии воспитания детей дошкольного возраста.
Исследовательская работа должна быть научной и содержать описание и анализ собранных данных, а также выводы, основанные на научных методах и подтвержденные соответствующими источниками.
Воспитатели должны заниматься исследовательской работой в течение двух лет перед предоставлением аттестационной комиссии результатов своих исследований.
Проведение исследовательской работы требует от воспитателей глубоких знаний в области педагогики и психологии, умения анализировать информацию и делать обоснованные выводы.
В рамках исследовательской работы воспитатели должны проявить свои способности к независимому мышлению и критическому анализу существующих педагогических концепций и методик воспитания детей дошкольного возраста.
Исследовательская работа может затрагивать такие темы, как:
- Разработка и применение индивидуальных планов работы с детьми. В ходе исследования воспитатель должен показать, какие изменения в планах работы с детьми он внедрил и как они сказались на развитии детей.
- Изучение влияния различных методов воспитания на развитие детей. В исследовании воспитатель должен проанализировать разные методики работы с детьми и выяснить, какие методы действительно эффективны.
- Оценка качества психологической поддержки детям в процессе обучения. В ходе исследования воспитатель должен рассмотреть существующие методы психологической поддержки детей и определить их эффективность.
В завершении исследовательской работы воспитатель должен представить результаты своих исследований аттестационной комиссии и отразить их в документах, подтверждающих его высшую категорию.