Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за работу в такси без лицензии в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
Штраф за установку «шашек» такси
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Кто платит штраф назначенный водителю такси?
В 2024 году штраф оплачивает то лицо, на которое он выписан. В постановлении указывается ответственный за нарушение, независимо от того, кто выносит документ, суд или сотрудник ГИБДД.
Так, если вина лежит именно на водителе такси, как на физическом лице, то он и будет выплачивать штраф. Если речь идёт о вине должностного лица или организации в целом, то и санкция будет наложена на них. Например, организация, занимающаяся перевозками, не предоставила сотрудникам техническую возможности выдачи чека. Соответственно, штраф будет наложен на юридическое лицо.
Лицо, привлекаемое к ответственности, может попытаться изменить субъект. Например, организация предоставит доказательства, она выдавала детские кресла и их отсутствие в машине – вина только таксиста. В таком случае ответственность налагается именно на таксиста.
Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии
Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.
Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).
Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.
Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).
Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
Работа в такси без лицензии или разрешения
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Сроки и условия получения лицензии такси на личный автомобиль
1. Соответствие требованиям транспортного законодательства:
Для получения лицензии такси на личный автомобиль необходимо соблюдение всех требований, установленных транспортным законодательством. Владелец автомобиля должен иметь водительское удостоверение категории «В» или выше, а также соответствовать возрастным ограничениям, определенным в законе.
2. Оплата государственной пошлины:
Рассмотрение заявки на получение лицензии такси на личный автомобиль является услугой, подлежащей оплате государственной пошлины. Размер пошлины может быть установлен в соответствии с законодательством о такси и может зависеть от региона или других факторов.
3. Прохождение специального обучения:
Владелец автомобиля, желающий получить лицензию такси на личный автомобиль, должен пройти специальное обучение. Обучение может включать в себя изучение правил и норм дорожного движения, особенностей работы таксиста, клиентоориентированности и технических навыков, связанных с предоставлением такси услуг.
4. Предоставление необходимых документов:
Для получения лицензии такси на личный автомобиль владелец должен предоставить следующие документы: копию водительского удостоверения, технический паспорт на автомобиль, страховку гражданской ответственности, а также документы, подтверждающие соответствие автомобиля требованиям безопасности и экологическим стандартам.
5. Заявка и решение комиссии:
После соблюдения всех условий и предоставления необходимых документов, владелец автомобиля может подать заявку на получение лицензии такси на личный автомобиль. Заявка будет рассмотрена специальной комиссией, которая принимает решение о выдаче лицензии или ее отказе.
Размер штрафов за отсутствие лицензии такси на личном автомобиле
С 2024 года вступили в силу новые правила, регулирующие деятельность такси на личных автомобилях. Теперь для осуществления коммерческих перевозок нужно получить специальную лицензию. Нарушение этого требования может повлечь за собой наложение штрафа.
Размер штрафа за отсутствие лицензии такси на личном автомобиле установлен величиной в 15000 рублей. Эта сумма является минимальной и может быть увеличена в зависимости от обстоятельств дела, таких как повторное нарушение, негативные последствия или умышленное нарушение закона.
В случае обнаружения нарушения правил деятельности такси на личном автомобиле, инспекторы ГИБДД могут составить протокол об административном правонарушении. Владельцу автомобиля будет предъявлено обвинение в осуществлении коммерческих перевозок без лицензии. Если вина будет признана, то водителю грозит уплата штрафа в установленном размере.
В случае неуплаты штрафа, сумма может быть увеличена или наложены другие санкции, такие как арест атомобиля, временное изъятие прав или привлечение к уголовной ответственности.
Получение лицензии такси на личный автомобиль является обязательным требованием для соблюдения законодательства и обеспечения безопасности пассажиров.
Положительные изменения в сфере такси на личном автомобиле с 2024 года
С 2024 года вступят в силу новые изменения в сфере такси на личном автомобиле, которые принесут много положительных изменений. Теперь водителям будет проще организовать свою работу и получить лицензию для предоставления услуги такси.
Одним из главных изменений является упрощение процедуры получения лицензии для такси на личном автомобиле. Теперь водители смогут получить лицензию гораздо быстрее и проще, что означает больше возможностей для работы в такси.
Кроме того, с 2024 года будет введена единая система регистрации и контроля такси на личном автомобиле. Это позволит городским властям более эффективно контролировать и надзирать за таксистами, что повысит безопасность пассажиров и качество предоставляемых услуг.
Для водителей также будет установлено максимальное количество рабочих часов за сутки и неделю. Это поможет предотвратить усталость водителей и снизить возможность возникновения аварий на дорогах.
В дополнение ко всему, водители такси на личном автомобиле будут обязаны пройти специальные курсы обучения, которые помогут им повысить свои навыки вождения и обслуживания клиентов. Это позволит повысить общую профессиональность и уровень услуг в сфере такси.
Таким образом, введение новых правил и принятие изменений в сфере такси на личном автомобиле с 2024 года принесет много положительных изменений. Благодаря упрощению процедуры получения лицензии, установлению единых стандартов и требований, а также повышенному уровню профессионализма водителей, услуги такси на личном автомобиле станут более доступными, безопасными и качественными для всех пользователей.
Новый закон о такси вступает в силу: что ждет отрасль?
С 1 сентября в России вступит в силу новый закон о такси, который призван повысить безопасность поездок и окончательно вывести отрасль такси из тени. Закон предъявляет новые требования к агрегаторам, водителям, виду автомобиля, а также предусматривает создание федеральной системы ФГИС «Такси» и региональных реестров.
«Новый закон о такси готовился несколько лет, — поясняет заместитель председателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. — Рынок за эти годы кратно вырос, такси стало незаменимой частью транспортной инфраструктуры и встроилось в повседневную жизнь миллионов людей. При таком масштабировании, безусловно, понадобились новые подходы к регулированию рынка и системный подход к нему во всех регионах».
Прозрачность и безопасность
По словам эксперта, одно из ключевых нововведений — это прямой и быстрый доступ в отрасль для самозанятых, который обеспечит приток исполнителей и поможет им получать дополнительный доход. По старым правилам самозанятым нужно было иметь статус индивидуального предпринимателя для вхождения в отрасль.
«Доступ в такси для самозанятых — однозначно позитивное изменение, — считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Мера упростит вход в сферу тысячам людей в экономически непростое время, когда многие ищут дополнительные источники заработка, а также поможет восполнить дефицит водителей на рынке такси. Сейчас некоторые водители уходят в другие сферы, т.к. в такси вести деятельность все сложнее — мало машин, растут цены на них, на запчасти, топливо, вводятся новые формальные требования».
В законе прописан и ряд ограничений. Управлять такси не смогут те, у кого имеется более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД и при наличии непогашенной судимости за тяжелые преступления. Эти изменения должны повысить уровень безопасности перевозок.
Однако некоторые эксперты видят в новом законе дополнительные риски, например, в процедуре получения справок об отсутствии судимости.
«На получение нужно много времени, из-за этого водители по несколько недель не могут выйти на линию и теряют доход в такое кризисное время, как следствие растет социальная напряженность, — говорит председатель Московского Профсоюза Такси «ДОБРО» Николай Кодолов. — С одной стороны, нужно кратно ускорить выдачу справок и разрешений, с другой — самим таксистам надо как можно раньше их запрашивать. Бывает, например, такое, что сведения в справках неверные, приходится тратить время на оспаривание, процесс затягивается, это плюс еще несколько недель без заработка для водителя. Другая проблема — не все водители понимают, по каким конкретно статьям запретят таксовать, хотя речь только про непогашенную судимость и только за тяжелые преступления.
В итоге некоторые просто боятся идти за справками».
Наконец, агрегаторов прописали в законе как «службы заказа легкового такси». Вводится субсидиарная ответственность агрегаторов за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира в случае ДТП. Субсидиарная ответственность предполагает, что есть основной ответчик, но если он не сможет выполнить обязательства, пострадавший может обратиться ко второй стороне — агрегатору. На сегодняшний день все крупные службы заказа легкового такси уже предлагают механизмы добровольного страхования водителей и пассажиров во время поездки.
Новый закон закрепляет эту практику и делает обязательной.
Открытые вопросы
Остается ряд требований, реализация которых в отрасли вызывает сложности. В частности, по новому закону из-за отсутствия специализированного ОСАГО текущее разрешение может быть приостановлено или аннулировано. Однако, по мнению экспертов, стоимость полисов ОСАГО в отрасли высокая, в некоторых регионах она доходит до 140 тысяч рублей.
«Ввиду недоступности полисов раньше водители предпочитали просто платить штрафы за их отсутствие, — рассказывает исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская. — Теперь правила ужесточаются, но проблема все еще не решена. Стоимость полисов продолжает расти, водители продолжают сталкиваться с отказами страховых продавать полисы, отказы все так же нигде не фиксируются. Принятый в июле закон о «коротких» ОСАГО должен сделать полисы доступнее для водителей и облегчить процесс их оформления, но поправки в закон об ОСАГО вступят в силу не раньше первой половины следующего года.
До этого момента для большинства водителей закон о такси будет оставаться трудновыполнимым в части полисов. Если не решить каким-то образом вопрос доступности ОСАГО для такси со страховщиками, то нас ждет отток водителей в серую зону».
Другой глобальный вопрос связан с региональными реестрами перевозчиков, автомобилей и агрегаторов, в которых информация должна обновляться в ежедневном режиме и передаваться во ФГИС «Такси». По словам Антона Данилова-Данильяна, эта мера поможет лучше понимать объемы и динамику развития рынка. Тем не менее ранее целый ряд региональных властей высказывали озабоченность в связи со сжатыми сроками на введение таких реестров.
Основная трудность в том, что действующие реестры такси достаточно разрозненны, в разных субъектах существуют разные формы таких реестров.
«В ряде регионов реестры такси представляют собой чуть ли не допотопные амбарные книги, — говорит Антон Шапарин. — Привести их в рабочий цифровой вид и настроить интеграцию со ФГИС до 1 сентября ожидаемо успевают не все, это изначально было задачей практически невыполнимой в такие сроки».
По оценкам экспертов, на создание и тестирование такой системы реестров по всем регионам нужен как минимум год.
Также есть пункты нового закона, реализация которых остается на уровне регионов. На свое усмотрение регионы могут вводить аттестацию для водителей на знание города. Местным властям также дано право устанавливать около вокзалов и аэропортов специальные зоны, на которых только водителям такси разрешено будет предлагать свои услуги.
Кроме того, региональные власти могут определить цветовую гамму автомобилей такси — на федеральном уровне установлено лишь требование иметь на машине «композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и фонарь оранжевого цвета на крыше».
По словам председателя Общественного Совета по развитию такси Ирины Зариповой, летние месяцы показали, что в регионах, которые не стали вводить обязательные требования к цвету автомобилей, количество выданных разрешений резко возросло. Напротив, там, где допустимый цвет был установлен, число разрешений упало драматически, то есть в этих регионах с сентября водителей на линии может быть значительно меньше возможного из-за этого избыточного ограничения.
Мягкий переходный период
Эксперты считают, что сейчас важно создать все условия, чтобы участники рынка могли спокойно адаптироваться к новым правилам.
«Такси — социально значимая отрасль, от нее зависят более 1,5 миллиона человек, и сами водители, и их семьи, — отмечает Антон Шапарин. — Поэтому любые изменения должны происходить плавно и в диалоге с участниками рынка, иначе мы рискуем оказаться в ситуации, когда водители останутся без дохода, пассажиры — без привычного для них транспорта, а на дорогах будет коллапс».
Эксперт уверен, что на переходном этапе нельзя «кошмарить» отрасль, усердствовать с рейдами и проверками и с первого же дня выгонять из такси водителей, которые еще не успели получить разрешения по новым правилам.
«Эффективность регулирования будет зависеть от того, насколько качественно пройдет период адаптации отрасли — ей необходимо оказать поддержку, помочь с уточнением требований на уровне регионов, дать время на интеграцию данных в реестры и ускорить оформление необходимых для легальной работы документов, — считает Антон Данилов-Данильян. — Мы будем следить за правоприменительной практикой и готовы выступать связующим звеном между государством и отраслью, чтобы все процедуры и практики контроля были прозрачными и выполнимыми».
Что делать, если не оплатили поездку в такси
Во время поездки в такси может возникнуть ситуация, когда по какой-то причине вы не оплатили ее. Это может быть случайным или намеренным действием. В любом случае необходимо соблюдать правила и выполнять определенные действия.
1. Если вы случайно не оплатили поездку в такси:
- Сразу обратитесь к водителю и договоритесь об оплате
- Если вы уже ушли от водителя, свяжитесь с компанией такси и объясните ситуацию. Возможно, водитель сообщил о невозможности получить оплату и просил помощи у компании.
2. Если вы намеренно ушли без оплаты поездки в такси:
- Такое действие является правонарушением и может повлечь за собой административную ответственность.
- Если водитель обратился в полицию, вы можете ожидать штрафа и возможного ареста.
- Лучше вернуться и договориться о выплате задолженности. Во избежание конфликтов необходимо сохранять спокойствие и проявлять уважение к другим людям.
Оплатить поездку в такси должен каждый пассажир в соответствии с действующими правилами и законодательством. Несоблюдение этих требований может привести к негативным последствиям, а также повлиять на отношения со всеми участниками происшествия.
Как вычислять водителей без лицензии
Согласно закону, с 1 сентября должны полноценно заработать 3 реестра: перевозчиков, такси и служб заказа. Ожидается, что в базах будет исчерпывающая информация обо всех легальных участниках рынка. На этапе передачи заказа агрегатор должен свериться с реестром. Так как процесс будет происходить автоматически, ситуации, когда заказ «случайно» передается таксисту без разрешения, – исключены.
На бумаге все логично и понятно, но до сентября осталось не так много времени, а во многих регионах еще не созданы реестры. До конца июля Минтранс пообещал запустить информационную систему «Такси». Планировалось, что к базе подключатся регионы, только успеют ли субъекты протестировать алгоритм, и будет ли он полноценно работать с 1 сентября?!
P.S. Вот и пришло то «светлое» время, когда проще стать депутатом, чем пройти все проверки в сфере такси. Только мало верится, что что-то действительно изменится… Агрегатор не в состоянии проверить, кто фактически выполняет его заказ, а у представителей ГИБДД нет возможностей, да и полномочий следить, по чьему заказу едет такси.
Требования к работе легковых такси
Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:
- Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
-
На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.
-
Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.
-
Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.
Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:
- Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
-
Расценки за услуги.
-
Визитка водителя с его фото.
-
Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.
Когда лицензия на такси может быть отозвана или аннулирована
Разрешение на работу в такси могут приостановить, если нарушены требования, перечисленные выше, касающиеся оснащения авто или требований к юридическим лицам или ИП. При выявлении нарушений выписывается предписание с требованием их устранить в определенный срок. Если нарушения юридическое лицо или ИП не устранит в отведенный срок, лицензию приостановят на месяц.
Аннулирование лицензии грозит:
• когда за месяц не выполнены требования предписания;
• когда повторно не соблюдены требования к машинам такси;
• когда не соблюдены требования к водителям (нет должного водительского опыта);
• когда таксист создал ДТП и причинением пассажирам или третьим лицам среднего или тяжкого вреда здоровью либо смерти.
Важно понимать, что большинство административных штрафов для такси связано не с нарушением ПДД (тут водитель наказывается на общих основаниях), а с нарушением правил работы служб такси и оказания услуг потребителям (ФЗ №69, №259 и №54). Поэтому людям, которые руководят таксопарками и водителям следует хорошо ориентироваться в тех, требованиях, которые предъявляет к ним законодательство.
Правила работы служб такси — следующие:
- Служба такси и частные таксисты (ИП) могут оказывать услуги только на основании полученной лицензии Минтранспорта (срок действия — 5 лет). Этот документ должен постоянно быть в автомобиле и предъявляется по первому требованию пассажирам и контролирующим службам (2.1.1 ПДД).
- Организация или ИП-пассажироперевозчики обязаны самостоятельно организовать профессиональный предрейсовый медосмотр водителей и техосмотр транспортных средств, а также ежедневную выдачу водителям путевых листов и информирование клиентов через мобильные приложения или телефоны.
- Лицензия такси физлицам не выдается, а значит обычные граждане управлять автомобилем такси не имеют права: или ИП или договор самозанятого водителя с юридическим лицом.
- Управлять автомобилем такси имеет право только гражданин РФ или лицо, которому разрешено находиться за рулем по ФЗ №196, с водительским стажем не менее 3 лет
- Водитель, кроме лицензии такси, должен иметь при себе водительские права, страховку ОСАГО, документы на машину и путевой лист с отметкой о прохождении предрейсового медосмотра/техосмотра авто.
- Водитель должен быть в адекватном физическом состоянии, а автомобиль – полностью исправным.
- Автомобиль такси может находиться на линии только при наличии путевого листа и используется только по назначению – для перевозки пассажиров. Машина должна быть оформлена соответствующим образом (контрастные «шашки», опознавательный фонарь оранжевого цвета).
- В салоне авто должна быть представлена вся необходимая клиентам информация – данные организации и водителя, номер авто и тарифы на перевозку.
- Обслуживание клиентов производится на основании договора фрахтования (обязательная фиксация времени и номера заказа, места подачи и маршрута движения, стоимости услуги).
- Расчеты с пассажирами осуществляются только при наличии в салоне авто зарегистрированной онлайн-кассы. Пассажир в конце поездки обязательно и без напоминаний должен получить кассовый чек.
Финансовый контроль работы таксопарков, такси и самозанятых таксистов осуществляется на основании договора с оператором фискальных данных. Вся финансовая отчетность обязательно проверяется представителями ФНС.
Обжалование штрафа таксисту
Сегодня каждый автомобилист имеет право на обжалование штрафа. Делать это можно в любой ситуации и с полной уверенностью, так как никаких нежелательных последствий не наступит даже в том случае, если наказание все равно посчитают правомерным. Существует определенная инструкция, позволяющая оспаривать штрафы, и она будет актуальной как для таксиста, так и для любого другого автомобилиста, попавшего в неоднозначную ситуацию.
Так, для того, чтобы оспорить штраф, полученный от инспектора, необходимо:
- Уложиться в срок 10 дней с момента выставления штрафа, иначе придется обжаловать сроки, что следует делать с указанием уважительной причины;
- Подать жалобу по месту нарушения, либо начальству подразделения, где служит инспектор, выписавший протокол, либо в районный суд — также по месту, где происходила ситуация;
- Можно отправить жалобу заказным письмом, это будет оптимальным вариантом, ведь ее тогда гарантированно зафиксируют;
- Выждать 10 дней, если письмо направлено в ГИБДД, и до 2 месяцев, если в суд;
- Получить письмо, которое будет свидетельствовать об отмене штрафа, сохранении санкций, либо смягчении — в зависимости от ситуации.
Чтобы обеспечить себе наиболее высокие шансы обжалования в ваших интересах, необходимо подробно указать причину вашего несогласия, указать все обстоятельства, которые играют в вашу пользу. Если есть несколько причин для отмены штрафа — стоит указывать каждую из них, и все сопутствующие обстоятельства, которые могут трактоваться в вашу пользу. Ведь среди всех прочих обстоятельств для отмены штрафа, в перечень которых входят двойные штрафы, истечение сроков, отсутствие состава или события нарушения, отмечаются еще и процессуальные ошибки. Так, если инспектор неправильно заполнил протокол, нарушил необходимый ход процедур, все это также рассчитывается в пользу таксиста, который может быть освобожден от штрафов на основании подобных вещей.
Что такое лицензия на такси?
Получение лицензии на такси является обязательным требованием, предъявляемым к владельцам такси, и необходимо для законного ведения бизнеса. Лицензия устанавливает определенные правила и требования, которые должны быть соблюдены таксистами и таксопарками во время выполнения заказов.
Основная цель получения лицензии на такси – обеспечение безопасности и комфорта для пассажиров. Лицензия гарантирует, что водители такси прошли соответствующую подготовку, имеют необходимую квалификацию и опыт работы, а также владеют документами, подтверждающими техническую исправность транспортных средств.
Кроме того, владение лицензией на такси позволяет контролировать качество предоставляемых услуг и бороться с нелегальными таксистами, которые могут создать угрозу безопасности пассажиров и нарушить законодательство в области транспорта.
Важно отметить, что правила получения и условия использования лицензии на такси могут отличаться в разных регионах и странах. Поэтому перед началом деятельности таксистам необходимо ознакомиться с местными законодательными актами и требованиями.