Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можайское благочиние. Крещение господне детям о празднике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Крещенский Сочельник не менее важный день в истории христианства, поскольку именно с него начинается подготовка к самому Богоявлению. В давние времена люди очень серьезно относились к таким делам, поэтому заблаговременно начинали подготовку дома к Крещению Господне.
Крещение Господне для детей: как рассказать о празднике
Предшественником Иисуса Христа в служении людям был Иоанн Креститель.
По церковному преданию он родился раньше Христа и должен был исполнить очень важную задачу — подготовить народ к приходу Спасителя.
Еще совсем молодым Иоанн ушел жить в пустыню. О нем узнали окрестные жители и стали приходить посмотреть на него и послушать его слова. Он говорил: «Покайтесь в грехах своих — приблизилось Царство небесное, готовьтесь принять Спасителя. Он идет за мной. Креститесь в знак покаяния, я крещу вас водой, а Он будет крестить Духом Святым».
Многие верили Иоанну, каялись и крестились в реке Иордан. С тех пор Иоанна стали называть Крестителем, а Предтечей его назвали потому, что он готовил людей к приходу Иисуса Христа и появился раньше Него.
Своим погружением каждый человек, покаявшийся в грехах, подтверждал желание начать новую, безгрешную жизнь.
Согласно Библии, в этот день в толпе людей появился Иисус и сказал, что тоже хочет креститься, несмотря на то, что не имеет никакого греха. Тогда Иоанном была сказана фраза, что Иисус берет на себя грехи всех людей.
До тридцати лет Иисус Христос жил в Назарете с Пречистою Матерью Девою Мариею и Иосифом.
Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, он пришел на Иордан, чтобы креститься от Иоанна. Бог поведал Иоанну, что это не простой человек, а Сын Божий.
Когда Иоанн увидел Христа, он сразу его узнал и сказал об этом людям, которые в это время были рядом с ними. Христос послушал Иоанна и попросил, чтобы тот крестил его тоже. Иоанн долго отказывался и говорил Христу, что это он сам должен креститься у Него. Но Христос настаивал, и, в конце концов, Иоанн крестил и его тоже.
В процессе крещения Иисус вошел в реку, Иоанн положил свои руки ему на голову и Христос окунулся в воду. Когда Иисус вышел из воды, над ним раскрылось Небо. На него в виде белого голубя спустился Дух Святой и был слышен с Неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение».
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»
В тот момент, когда Христос помолился и стал выходить из воды, произошло чудесное событие – в видимых и доступных для понимания образах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Сын уже был явлен в личности Иисуса Христа.
Голос Бога Отца возвестил исполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (). Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей – Адама и Евы – из рая. Они означали, что Тот, Кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на Свое служение.
Неслучаен был и образ голубя, в котором на Иисуса Христа сошел Бог Дух Святой. Возможно, это было связано с тем, что со времен праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности, Бога и человека. Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Бог окончательно примирился с человечеством и наступило время возвращения людей к своему Творцу.
Какой смысл несет в себе праздник Крещение
День Крещения Иисуса считается днем познания людьми великой тайны Богопочитания. Именно в момент Крещения Христа простые смертные стали свидетелями явления Святой Троицы: Отца (Бога), Сына (Иисуса) и Духа, явившегося в виде голубя. Получается, что Крещение символизирует начало появления христианской религии, момент, с которого началось преклонение Богу, переставшему быть неведомым. В старые времена Крещение называли Святые Светы — это означало, что Господь спустился на землю и открыл миру Неприступный свет.
«Крещение» в буквальном смысле означает «погружение в воду». Чудесные свойства воды были прописаны еще в Ветхом завете — вода смывает все плохое и дает начало хорошему. Вода может погубить или возродить. В дохристианские времена омовения использовали для нравственного очищения, а в Новом завете крещение водой стало символизировать избавление от грехов и зарождение духовной жизни.
Поэтому история Крещения и Богоявления начинается с выхода Иоанна Прежтечи, который по материнской линии был родственником Господа (в родстве были Дева Мария и мать пророка — Елизавета), на служение.
До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вел строгий образ жизни – носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким медом и акридами (родом крупной саранчи, которую традиционно считают пищей аскетов). Когда ему исполнилось тридцать лет, Иоанн вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в своих грехах (прежде всего в идолопоклонстве) и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Однако главное, к чему он призывал людей, – быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таким образом, служение пророка Иоанна было приуготовлением к служению Господа Иисуса Христа – именно поэтому его называют Предтечей Господа .
Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришел и Господь. Евангелие от Иоанна называет место, где это случилось, Вифаварой (). Видя Спасителя, Который пришел на реку, Иоанн Предтеча сказал бывшим при нем людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа – пострадать за грехи мира, а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей.
Разработка классного часа для подростков. Праздник крещения: обычаи и традиции
Цели: сформировать представление о русских обычаях, обрядах, истории и культуре русского народа; воспитать уважение к истории и народным традициям.
Задачи.
1. Познакомить обучающихся с народными обычаями и традициями.
2. Способствовать развитию устной речи.
3. Воспитывать бережное отношение к традициям русского народа.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Вид занятия: внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса.
Продолжительность: 45 минут.
Этапы классного часа
№ п/п |
Название этапа |
Продолжительность, мин |
1 |
Организационный момент |
3 |
2 |
Знакомство с историей, обычаями и традициями праздника |
15 |
3 |
Игра «Поле чудес» на тему «Праздник Крещения Господня» |
15 |
4 |
Подведение итогов игры |
2 |
5 |
Рефлексия |
5 |
6 |
Экскурсия к иордани. Выпускание в небо голубей |
Зачем крестился безгрешный Христос?
В Иордан погружались и грешники, и Христос. Но для первых это было крещением покаяния, и прощение символически выражалось в омовении, смывании грехов водами реки, столь значимой в жизни иудейского народа.
Люди сходили в Иордан, чтобы смыть свои грехи. Христос вошел в Иордан, чтобы принять на себя все последствия грехов человека, вместе со страданием и болью, которые они приносят, вплоть до смерти на Кресте, но — в конечном итоге — победить грех и смерть. И первое благодатное действие произошло уже, как только Христос вышел из вод Иордана: воды освятились. Освящение, преображение воды – тварной стихии – стало залогом и началом будущего преображения всего творения, и главное – человека, его рождения в духе, из земной, материальной, тленной жизни — в жизнь вечную. Этот залог жизни вечной человек и принимает в Святом Крещении как дар, который призван раскрыть.
Сретение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы
2 (15) февраля наступает черед другого двунадесятого церковного праздника — Сретения Господня. О нем мы знаем, что, согласно традиции, по истечении периода символического очищения матери (он составляет 40 дней) Богородица Мария и святой Иосиф явили Младенца Иисуса во храме для принесения благодарственной жертвы Всевышнему. Там произошла Его встреча с благочестивым старцем Симеоном, который во исполнение данного ему пророчества не мог умереть прежде, чем сподобится воочию узреть Спасителя. Это событие стало символической встречей (по-славянски «сретением») человека с Богом.
Ежегодно 25 марта (7 апреля) наступает день Благовещения Пресвятой Богородицы. Это также весьма почитаемый двунадесятый праздник. Он является своего рода отзвуком того, как посланник Божий архангел Гавриил, представ перед Девой Марией, сообщил Ей благую весть о том, что в будущем из Ее плоти родится Сын Божий, зачатый от Святого Духа и посланный в мир для спасения людей от вечной смерти, уготованной им грехопадением Адама и Евы.
Важно отметить, что, вопреки целому ряду индивидуальных особенностей, вышеперечисленные праздники имеют много общих черт, определяющих специфику совершающихся в их честь богослужений, а также относящуюся к ним гимнографию и иконопись. Ярким примером могут служить тропари двунадесятых праздников, представляющие собой законченные религиозно-поэтические произведения, отражающие не только духовный настрой, вызванный воспоминанием о конкретном событии Священной истории, но и возводящие к вершинам богообщения. Многие из них являются наследием византийского православия и переведены с греческого вскоре после крещения Руси.
То же можно сказать и в отношении икон двунадесятых праздников, являющихся неотъемлемой частью российских православных храмов, но в которых нередко прослеживаются мотивы, почерпнутые в работах византийских мастеров. В равной степени это относится и к сюжетам, связанным с богородичными праздниками, и тем, которые мы называем «господскими».
Двунадесятые праздники календарь 2018
Даты двунадесятных праздников на текущий год. Сначала напомним даты непереходящих праздников, а после них укажем переходящие. Итак, праздники дата которых не меняется:
- Рождество Христово 7 января;
- Крещение (Богоявление) 19 января;
- Сретение 15 февраля;
- Благовещение 7 апреля
- Прео бражение господне 19 августа;
- Успение пресвятой Богородицы 28 августа;
- Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября;
- Воздвижение Креста Господня 27 сентября;
- Введение во храм Богородицы 4 декабря.
Народные традиции и обычаи на праздник Крещения Господнего
Крещенский Сочельник не менее важный день в истории христианства, поскольку именно с него начинается подготовка к самому Богоявлению. В давние времена люди очень серьезно относились к таким делам, поэтому заблаговременно начинали подготовку дома к Крещению Господне.
Считалось, что именно в этот день на земле обитает много нечисти. Поэтому жители старались провести тщательную уборку помещений, стирали вещи и готовили праздничный стол.
Сочельник Богоявления схож с кануном перед Рождеством Христовым. В этот день также устраивали богатое пиршество в кругу близких людей. На столе присутствовало не менее 12 блюд и исключительно постные угощения. Во главе была кутья, узвар с ягодами и фруктами, овощи, рыба, блины, постные голубцы, сдобные пироги и сладости.
История и значение праздника
Праздник Крещения Господня отмечается в христианском мире 19 января. Он относится к непереходящим праздникам (т.е. отмечается в одно и то же время каждый год), в отличие, например, от Пасхи, дата которой вычисляется ежегодно по лунному календарю. Довольно легко запомнить дату этого события, отсчитав 12 дней от Рождества, хотя Рождество и Крещение — события, не имеющие непосредственной связи друг с другом. В действительности, между ними лежит временной разрыв приблизительно в 30 лет.
В этот день, согласно Писанию и Преданиям, Христос, достигнув тридцатилетнего возраста, вышел для открытого служения людям, начав его с принятия Крещения от Иоанна Крестителя. Знаменитая картина русского художника Александра Иванова «Явление Христа народу» представляет нам этот момент выхода Господа для проповеди Своего учения.
Разница огромная. Языческие боги не были божествами в собственном смысле этого слова. Да, они были сильнее, долговечнее и умнее людей, но над ними был еще Тот, Кто действительно создал и вселенную, и человека, и их самих.
По большому счету, практически все более-менее развитые религии знают о существовании Единого Бога. Но до Него, по мысли древних людей, очень далеко, Он недоступен простым смертным, и земные проблемы Его не волнуют. Иное дело — представители классических пантеонов — Зевс, Ра, Мардук, Молох. Конечно, им ли соперничать с Единым Творцом! Однако для обывателя они куда ближе и роднее, чем Он, с ними проще договориться и выклянчить те или иные блага в обмен на очередную жертву.
Явления языческих богов людям — это события по своему значению принципиально неотличимые от, скажем, встречи Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Согласно мифам, боги много раз вступали с человеком в контакт, от этих связей рождались дети-полубоги. Но сколько бы ни приходил на Землю Митра, сколько бы ни рождалась из пены Афродита, сколько бы земных женщин ни соблазнил Зевс — все равно проблема зла, смерти и греха как была нерешенной, так и оставалась. Языческие теофании (так древние греки называли явление божества в тварном мире) не устраняли самой главной проблемы — проблемы бессмысленности жизни.
Зачем я живу? Какова Цель моей жизни? — эти вопросы оставались без ответа в рамках любой, даже самой развитой языческой мифологии. И только Библия говорит нам: Бог есть Личность, и Бог есть Любовь.
Теофания Библии — это явление Бога, которому дорого Его творение и которому очень хочется, чтобы все созданные Им разумные существа соучаствовали в Его радости. Он является человеку и до грехопадения, и после него, тем самым показывая, что никакая внешняя случайность не изменяет главной цели нашей жизни — стать причастниками Жизни Вечной. В день Своего омовения в водах Иордана Христос впервые является миру во славе — благословляемый гласом Отца и осеняемый Духом Святым. Это была самая полная Теофания в земных условиях — Теофания, о которой язычники могли только мечтать, поскольку нам явились не мелкие духи, а Сам Бог — Пресвятая Троица.
Для людей погружение в купель связано с покаянием — то есть с радикальной переменой своего внутреннего мира и очищением от тех духовных язв, которые поразили всех нас после грехопадения Адама. А очистившись, человек становится способным принять ту благодать, которая даруется Христом через Крещение.
Почему именно воду избрал Христос? Потому что это как раз то вещество, вне которого и без которого немыслима сама биологическая жизнь. Это первоэлемент всего земного бытия. Например, посылая космические аппараты на другие планеты, ученые ищут в первую очередь воду в любом ее виде. Без воды невозможно протекание большинства химических реакций. Она всегда была символом жизни и чистоты, и неудивительно, что Христос освящает вещественный мир через воду, а не каким-либо иным способом.
Конечно! Более того, на заре христианства это был один из немногих дней в году, когда совершалось Крещение бывших язычников, и они, пройдя многолетнюю подготовку-оглашение, становились членами Церкви. И даже сейчас на Богоявление во время Литургии можно услышать, пожалуй, одно из красивейших и древнейших песнопений: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся! Аллилуйя!». Этот гимн напоминал людям, которые только-только вышли из крещальной купели, что теперь смысл их жизни составляет только Христос, и все остальные ценности рассматриваются только через призму Его учения.
По большому счету, 6 января — это именно тот день, когда Церковь с особой силой говорит о том центральном месте, которое занимает в жизни человека Таинство Крещения. Как иорданское погружение Спасителя было началом Его земного служения, так и Крещение является для верующего началом его спасения. К сожалению, сейчас многими это восприятие праздника Богоявления утрачено, и на первое место ставится иная цель — заполучить заветный сосуд с водой, которую священнослужитель торжественно освящает во время богослужения. Но как бы там ни было, Богоявление — это именно крещенский праздник, несущий очень важную идею того, что без принятия Таинства Крещения человеку спастись не возможно.